Главная » Тюнинг и доп. оборудование » Вы читаете статью:

Делаем шумоизоляцию автомобиля

Шум давно и прочно вошел в перечень вредных производственных факторов. Защите от шума посвящены целые трактаты. С шумом борются на промпредприятиях, в офисных помещениях, общественных местах и даже на улице. Почему с автомобилем должно быть по-другому? Тем более что салон автомобиля, отнюдь, не заводской цех и предполагает определенный уровень комфорта…

Поездку в автомобиле, создающем «какофонию звуков», сложно назвать приятной или комфортабельной. К тому же она небезопасна: посторонние шумы отвлекают и утомляют водителя, снижая его внимательность, время реакции, способность оценивать дорожную обстановку.

Врага нужно знать в лицо

Да-да, шум – это именно враг, а не просто беспокойный сосед. Поэтому шум в автомобиле необходимо победить или хотя бы ослабить до возможных пределов. А для этого нужны знания о его природе, причинах и местах появления, методах обесшумливания, ассортименте вибропоглощающих и звукоизолирующих материалов. Тогда шумоизоляция автомобиля своими руками принесет ожидаемый эффект.

Природа и источники шума

Физические свойства шума определяют деление на группы. В автомобиле присутствуют два вида шумов:

  1. Структурный. Возникает за счет действия вибрации на препятствия, возникающие на ее пути, – например, детали кузова, днища, различные перегородки. Препятствия, в свою очередь, создают колебания воздуха в салоне, т.е. появляется шум. Основными источниками вибрации являются двигатель, элементы подвески, выхлопная система, ходовая часть, трансмиссия. Частным видом структурного является ударный шум, который возникает при ударах шин о дорожное покрытие или камешков о днище автомобиля.
  2. Воздушный (аэродинамический). Проникает в салон автомобиля с улицы через имеющиеся зазоры и неплотности. Примером могут служить не прилегание кузовных элементов друг к другу, плохие уплотнения, открытые технологические просветы и т.д.

Методы снижения уровня шума

Борьба с зашумленностью ведется последовательно двумя методами: сначала конструктивным, затем — пассивным.

Конструктивный – это устранение шумов и вибраций, создаваемых конструктивными узлами и агрегатами автомобиля. Включает в себя:

  • регулировку двигателя, систем зажигания и топливной;
  • наладку трансмиссионных узлов;
  • подгонку элементов подвески и выхлопной системы;
  • настройку ходовой части;
  • подтягивание и уплотнение крепежных соединений между деталями кузова;
  • уплотнение окон и дверей эластичными материалами;
  • очистку/замену воздушного фильтра.
Необходима тщательная шумоизоляция не только плоских, но и сложных рельефов поверхности

Шумоизоляция багажника не будет полной, если не обработать нишу для запасного колеса

Пассивный выполняется в два этапа. На первом производится обесшумливание при помощи материалов, которые поглощают и/или изолируют звуковые колебания и вибрацию, а также различных уплотнителей. Шумоизоляции подлежат следующие узлы и элементы автомобиля:

  • двери;
  • пол салона;
  • крыша (потолок);
  • боковины кузова;
  • капот;
  • моторная перегородка (щит);
  • панель приборов;
  • багажник;
  • колесные арки.

Вторым этапом пассивного метода избавления от шума является применение защитных кожухов. Но на практике встречается достаточно редко из-за дороговизны и сложности.

Материалы, используемые при шумоизоляции автомобиля

Ассортимент материалов настолько широк, что впору потеряться в этом изобилии. В таблице 1 представлены материалы для шумоизоляции автомобиля, пользующиеся наибольшим спросом в среде автолюбителей, имеющие хорошие отзывы. Приведенные технические характеристики помогут определиться в выборе шумоизолирующего материала для каждой конкретной задачи.

Таблица 1. Материалы для шумоизоляции автомобиля

Наименование

материала

Марка

материала

Вес 1 м2 Толщина Защита Нагрев при монтаже Примечание
кг мм вибро звук
ропласт Silver 3,0 2,0 да да нет Взамен М1
Gold 4,0 2,3 Взамен М2
Bimast Bomb 6,0 4,2 40-50ºС Уплотнение, теплоизоляция
Сплен 3004 0,23 4,0 нет 18-35ºС
3008 0,37 8,0
Битопласт 5 Голд 0,4 5,0 нет Уплотнение, антискрип
10 Голд 0,56 10,0
Маделин - 0,4 1,5 Уплотнение
Акцент 10 ЛМ КС 0,53 10,0 Уплотнение, теплоизоляция

Все приведенные выше материалы для шумоизоляции имеют нанесенный слой клея, защищенный влагостойкой бумагой.

Обратите внимание на вес одного квадратного метра материала: это важный показатель, который нельзя игнорировать. Шум шумом, но убивать свою «ласточку» не стоит. Например,

  • перегрузка дверей вызовет ослабление и провисание петель, что приведет к необходимости их замены;
  • тяжелый потолок подымет центр тяжести автомобиля, в результате чего он потеряет маневренность и станет плохо управляемым;
  • утяжеление капота увеличит нагрузку на амортизаторы и через непродолжительное время они обязательно потекут.

 Применение шумоизоляционных материалов в автомобиле

В местах нагрева применяются теплостойкие материалы

Детали, которые подвержены нагреву, необходимо обесшумливать при помощи теплостойких материалов

В зависимости от технических характеристик и физических свойств материалов определяется их пригодность и эффективность для выполнения тех или иных задач шумоизоляции автомобиля. Таблица 2 содержит рекомендации по применению шумоизоляционных материалов.

Таблица 2. Применяемость шумоизолирующих материалов в автомобиле

Вибропласт Bimast Сплен Битопласт Маделин Акцент
Багажник да нет нет да нет да
Боковины кузова да нет нет да нет нет
Двери да да да да нет нет
Капот да нет нет да нет да
Колесные арки нет да да нет нет нет
Крыша (потолок) да нет нет да нет нет
Моторная перегородка да (из салона) да да да (из салона) нет да
Панель приборов нет нет нет нет да нет
Пол салона да нет нет да нет нет

Bimast Bomb также применяют для шумоизоляции карданного вала и пространства над глушителем. Битопласт успешно используется при обесшумливании пластиковых деталей в салоне. Маделин можно применить для устранения неплотностей (щелей, зазоров) между декоративными элементами кузова и салона, а также в целях уплотнения воздуховодов.

Что понадобится для шумоизоляции автомобиля

Будьте готовы, что на полную шумоизоляцию автомобиля уйдет около двух недель, если работать одному. С помощником – приблизительно полторы. Можно выполнять работы по частям, но в этом случае необходима тщательная планировка. Иначе придется два раза выполнять одни и те же операции. Например, снимать и снова устанавливать сидения. Чтобы выполнить шумоизоляцию автомобиля понадобятся простейшие инструменты:

  1. Гипрочный нож (это нож, предназначенный для резки листового гипсокартона).
  2. Резиновый валик для прикатки (прокатки) наклеенной шумоизоляции для лучшего сцепления с поверхностью детали. Иногда в инструкциях путается «божий дар с яичницей» — приводится неправильное название «ракель».
  3. Фен строительный – некоторые материалы требуют нагрева при укладке.
  4. Обезжириватель.
  5. Ножницы.
  6. Маркер.
  7. Рулетка.
  8. Клей, если используется не самоклеящийся материал.

А также запаситесь тонким картоном или бумагой (подойдет даже газетная) для изготовления лекал. Это позволит не перепортить шумоизоляционные материалы, а, наоборот, сэкономить их. Кроме того, шумоизоляция ляжет четко на свои места, что значительно повысит качество и эффективность выполненной работы.

Технологические приемы выполнения шумоизоляции автомобиля

Специалисты настоятельно советуют начинать процесс обесшумливания с дверей. В этом есть свой резон: шумоизоляция дверей позволит сразу же прочувствовать эффект в виде значительного снижения шума улицы и воодушевить на новые «подвиги». Любители качественного воспроизведения музыки непременно отметят улучшение звучания, особенно если динамики вмонтированы в двери. Кроме того, изолирование дверей от шума не требует демонтажа сидений, приборной панели и пр. Но не ожидайте быстрого выполнения работы (ориентировочно: один день – одна дверь).

Порядок обесшумливания двери

В этом процессе ничего сложного нет, но требуется аккуратность и внимательность:

Шумоизоляция дверей начинается с демонтажа обшивки

Снимая обшивку дверей старайтесь не поцарапать пластик и краску

  • демонтаж обшивки. Для этого снять ручки двери и стеклоподъемника (если таковая имеется). Отстегнуть крепежные пистоны («клопы») при помощи отвертки, заправив ее между обшивкой и дверью. Если расположение крепежа не известно, то отвертку лучше обернуть изолентой в 2-3 слоя – не поцарапается краска;
  • обеспечение доступа. Отодвинуть провода стеклоподъемника (если он имеет электропривод) либо отключить разъем. Отсоединить тросик дверной ручки. Если есть малейшая возможность не трогать провода и тросик, то воспользуйтесь ею: при сборке могут возникнуть сложности. При наличии полиэтиленовой пленки – оторвать ее и выбросить (в дальнейшем не понадобится);

    Изготовьте лекала для раскроя шумоизоляции

    Вырезайте шумоизоляционные материалы только после тщательной примерки

  • подготовка поверхности. Очистить все обрабатываемые поверхности от пыли и хорошо обезжирить. Удалить заводскую прокладку (по желанию – она не будет мешать наклейке новых материалов);
  • обесшумливание внутренней полости двери. Наружная стенка (от улицы) оклеивается вибропоглощающим материалом. Важно при этом не закрыть дренажные и вентиляционные отверстия. Можно использовать Бимаст Бомб либо Вибропласт Сильвер/Голд (2 слоя). Второй более предпочтителен, т.к. не требует нагрева. Поверхность хорошенько прикатать, чтобы не было пустот и получилось надежное сцепление. Поверх вибропоглотителя наклеивается шумоизоляция Сплен 3004 (с небольшим предварительным нагревом);
  • обесшумливание двери из салона. В местах прилегания обшивки следует наклеить полоски Битопласта 10 Голд шириной 20-30 мм, чтобы создать уплотнение и избавиться от скрипов. Можно оклеить дверь всплошную;

    Внешний вид двери после установки шумоизоляции

    После наклейки шумоизоляции дверь должна выглядеть примерно так

  • восстановление деталей обшивки и механизмов.

Шумоизоляция других элементов автомобиля

Для шумоизоляции остальных частей автомобиля применяются те же приемы, что и при обработке дверей. По таблицам 1 и 2 необходимо выбрать подходящий материал. Затем разобрать интересующую часть автомобиля, демонтировав все мешающие работе детали. Далее последовательно выполняются очистка и обезжиривание поверхностей, раскрой материала, наклейка виброизоляции (при необходимости) и шумоизоляции. Сборка в обратном порядке по отношению к разборке.

Ниже приводятся некоторые нюансы, имеющие важное значение при шумоизоляции автомобиля:

  • материалы при стыковании необходимо накладывать внахлест, с перекрытием в 4-5 см;
  • чем тоньше металл детали, тем толще должен быть слой изоляции;
  • толщина укладываемых материалов должна позволять последующее восстановление обшивки;
  • в местах трения пластика о металл обязательно прокладывайте слой Битопласта;
  • при шумоизоляции капота и моторной перегородки должны применяться материалы с теплоизолирующим эффектом, например, Акцент;
  • шумоизоляция днища и колесных арок снаружи выполняется с помощью мастик. Целесообразно производить совместно с антикоррозионной обработкой.

Интересное по теме:
загрузка...

Оставить комментарий

10 + семнадцать =