Главная » Подвеска и рулевое управление » Вы читаете статью:

Как работает стабилизатор поперечной устойчивости

Инженеры, занимающиеся разработкой автомобилей, стремятся максимально обезопасить эксплуатацию транспортного средства. Для достижения такой цели в конструкцию подвески внедряются всевозможные узлы и отдельные элементы. Не все начинающие автомобилисты знают, для чего нужен стабилизатор поперечной устойчивости, но он играет довольно важную роль в безопасном вождении.

Принцип работы

Без стабилизирующих элементов кузов автомобиля может «гулять» в разные стороны. Это отрицательно сказывается не только на комфорте управления, но и повышает риск возникновения управляемости авто.

Основная задача стабилизатора поперечной устойчивости – стабилизация положения кузова.

Во время совершения поворота за счет возникновения центробежных усилий транспортное средство кренится. Подобный дискомфорт замечают не только пассажиры с водителем, но и подвеска. Так как нагрузка на колеса получается разной, то теряется нормальное сцепление с дорогой.

что такое СПУ в машине

В результате подобных действий проявляется множество негативных факторов:

  • теряется управляемость машиной;
  • происходит активный износ сопрягающихся деталей;
  • увеличиваются шансы заваливания набок или опрокидывания.

Зачем нужен стабилизатор поперечной устойчивости – очевидно. Он способствует обеспечению контроля над авто во время маневров.

Расположение и конструкционные особенности

На СПУ возлагается большой груз ответственности, хотя это изделие является лишь однородной штангой сложной формы. Она соединяет рычаги пары колес одной оси.

В некоторых источниках подобные рычаги или тяги называют линками. Их центральная часть зафиксирована на несущих элементах кузова через специальные втулки, применяемые для блокирования излишнего крена кузова. Стабилизатор при этом скручивается как торсион.

На форму штанги оказывают влияние находящиеся рядом с ней агрегаты и узлы. Таким образом у практически каждой модели авто уникальная форма данного элемента причудливых конфигураций. В работе СПУ используется физическая возможность пружинить во время скручивания, возвращаясь в первоначальное положение. В переводе с французского torsion означает кручение.

Читайте также:  Как прокачать стойки перед установкой

для чего в авто нужен стабилизатор поперечной устойчивости

При прохождении поворота на одной стороне колеса стремятся выскользнуть, а на другой – пара приподнимается и уменьшает сцепление с дорогой. Благодаря торсионному стабилизатору осуществляется перераспределение нагрузок, потому что разные концы вала проворачиваются в противоположных направлениях. Чем сильнее кренится кузов, тем больше получает нагрузку торсион. При отсутствии кренов стабилизатор не работает.

Важно знать, что данный элемент конструкции не актуален для зависимых подвесок, так как работает стабилизатор поперечной устойчивости лишь в независимых подвесках.

Недостатки торсионов

Кроме положительных сторон, стабилизирующие балки имеют свои недостатки. Одной из главных таких характеристик является уменьшение хода подвески. В такой ситуации на сложно проходимых участках или в условиях бездорожья возникает риск потери сцепления колес с дорожным участком.

Для автомобилей внедорожного класса предусматривается отключение стабилизатора электроникой. В некоторых конструкциях предусмотрен быстрый и легкий демонтаж детали. При достижении скорости более 20 км/ч бортовой компьютер самостоятельно включает стабилизатор, если он находился в выключенном положении или водитель забыл его активировать.

Автомобили с высоко расположенным центром тяжести наделены торсионами с повышенной степенью жесткости. Данная характеристика позволяет бороться со значительными наклонами корпуса во время движения на большой скорости при выполнении маневров.

Если авто используется по бездорожью, то на нем уместнее применять балки, рассчитанные на малую жесткость. Это обеспечит работу с большими перекосами оси машины относительно кузова. В результате повысится передача тяговых усилий колесами, и транспорт получит более плавный ход. Отключенный стабилизатор допускает разность хода для колес с одной оси до 6 см.

как в машине работает стабилизатор поперечной устойчивости

Некоторые любители стремятся придать своей машине спортивные характеристики. Для этого меняют стандартный торсион на более жесткий. Следует учитывать, что такое СПУ в машине придаст подвеске черты зависимой конструкции. При преодолении препятствий, например, наезде на кочку одним передним колесом, толчок будет передаваться и на второе, что создаст некомфортные ощущения в салоне.

Читайте также:  Как сделать пневмоподвеску своими руками на Газель и ВАЗ

Различные варианты конструкций

В большинстве автомобилей встречается лишь передний стабилизатор. Реже дополнительно конструкторы устанавливают еще и задний торсион.

Усложненной конструкцией отличается активный стабилизатор, так как он рассчитан на управляемое изменение жесткости от характера движения или от варианта дорожных условий. Максимальную жесткость включают на резких поворотах, а средние значения предусмотрены для грунтовых участков. Бездорожье преодолевается на отключенной жесткости.

Для варьирования сопротивления кручению могут использоваться несколько популярных способов:

  • устанавливаются гидроцилиндры вместо классических стоек;
  • применяется активный привод;
  • втулки заменены гидроцилиндрами.

Балансирование значениями проводится гидравлическим приводом. Его конструкция может отличаться в зависимости от конкретной модели транспортного средства.

Интересное по теме:
загрузка...

Оставить комментарий

пять + 3 =