Автопроизводители стремятся обеспечить достойный срок эксплуатации своих изделий в целом, а также их отдельных элементов. Однако, есть способы, помогающие расширить рамки установленные этими компаниями. Примером может служить реанимация основного электрического прибора в авто. В статье подскажем, как восстановить автомобильный аккумулятор, чтобы он отработал несколько дополнительных месяцев или нет.
Покупка новой АКБ в этом случае не отменяется, а лишь откладывается на этот период. Для экспериментов подойдут изначально качественные батареи. Сопутствующие материалы, помогающие «оживить» выработанный агрегат, доступны для любого автовладельца.
Содержание
Частые причины выхода из строя АКБ
Когда аккумулятор подвергается частой полной разрядке и длительному простою в таком положении, то при такой эксплуатации возникает основная «болезнь» АКБ – сульфатация пластин. Следствием этого процесса является заметное понижение емкости. Из-за этого такая батарея не может прокручивать стартер во время запуска мотора.
Узнать о начинающейся сульфатации можно по нескольким признакам:
- повышенное напряжение на клеммах;
- заметный разогрев пластин во время работы;
- иногда закипает электролит;
- снижается емкость заряда.
Еще одной причиной поломки может стать разрушение пластин, которое приводит к короткому замыканию между ними. Иногда случается полный отрыв пластины со своего места. Причиной для этого повреждения может стать переизбыток напряжения, поданного для заряда АКБ при недостатке электролита в емкости.
Нужно знать, что как недостаточный, так и избыточный заряд способен привести к разрушению автомобильного аккумулятора.
После проведения ремонтных работ с батареей, чтобы оживить аккумулятор автомобиля, необходимо будет избавиться от источника разрушения электрического элемента.
Наружные повреждения батареи
Перед началом устранения определим разновидности неполадок и возможности их устранения. В качестве внешних неисправностей присутствует окисление клемм. За счет покрытия слоем окалины, не происходит качественного контакта между поверхностью аккумуляторного электрода и контактирующим с ней проводом.
Зачистив поверхности можно восстановить выходные электрические характеристики АКБ. Иногда клемма насажена достаточно плотно, прикипает к электроду, поэтому требуется раскрутить соединение и проконтролировать наличие хорошего сопряжения.
Второй по популярности внешней проблемой является повреждение корпуса батареи. Происходит это вследствие внешнего механического повреждения или из-за внутренних неисправностей. Восстановление автомобильного аккумулятора и заделывание пробоины возможно только на обслуживаемых АКБ. Для этого откидываются контакты, снимается батарея, сливаются остатки электролита и паяется наружная стенка с помощью пластиковой латки. Проверить герметичность можно с помощью дистиллята. Лишь затем в емкости вливается свежий электролит.
Внутренние поломки АКБ
Основной проблемой, которая портит аккумулятор изнутри, является покрытие пластин солями реакции кислоты и свинца. Они препятствуют перемещению заряженных частиц от одного электрода к другому. Параллельно растет сопротивление, что приводит к снижению общей емкости батареи. Ранние периоды такого процесса являются обратимыми, но если реакция значительно повредила пластины, то возобновление работоспособности агрегата невозможно.
Иногда возможно осыпание частиц с пластин, приводящее к замыканию. Если это случилось не так давно, то выручит промывка внутренности дистиллированной водой. Чтобы не получить раздутие корпуса от сильных длительных морозов, не стоит оставлять батарею в автомобиле. Расширившийся за счет этого процесса электролит разрушит конструкцию АКБ, который после такого «стресса» не получится восстановить.
Способы восстановления аккумулятора
Опишем наиболее популярные способы возобновления работоспособности, при которых ремонт аккумулятора автомобиля даст ему дополнительное время жизни.
- Для проведения стрессового контрольно-тренировочного цикла используется зарядное устройство с вольтметром, прибор для измерения плотности (ареометр), любой потребитель электричества (например, лампа накаливания). Процесс начинается с полной зарядки проблемного аккумулятора. Для этого используется ток, примерно 10% от заявленной емкости батареи. В аккумуляторах с 55 Ач надо применять силу тока в 5,5 А. Затем контролируется плотность в каждой емкости (банке). Параметр обязан находиться около 1,27 г/мл. При обнаружении низкой плотности, надо установить требуемый параметр, а затем еще дозарядить АКБ в течение получаса. Затем разряжаем систему с помощью лампы, которая должна «съедать» не больше 10% от емкости АКБ. Мощность потребителя находится при перемножении силы тока и напряжения источника. Максимальной разрядкой можно считать показания на вольтметре на уровне 10,2 В. Требуется замерять также время, в течение которого проходит процесс. Для новых аккумуляторов на эту процедуру уходит около 10 часов. Меньшее время говорит о снижении емкости. После разрядки требуется снова накидывать на клеммы зарядные провода. Несколько таких циклов избавляют батарею от небольшой сульфатации и возвращают утраченную емкость.
- Второй способ требует специального генератора для формирования реверсивных токов. Метод предусматривает заряд малыми токами. Когда в аккумуляторе пластины повреждены в небольшом по площади участке сульфатацией, то можно применять для зарядки силу тока от полампера до двух единиц. Период такой зарядки может составлять до двух суток. Заканчивать такую процедуру можно после того, как на замерное напряжение клеммах будет стабильным, а плотность электролита не измениться значительно более двух часов.
- Третий способ более длительный и проводиться может в течение нескольких дней. Для него требуется слить весь электролит из АКБ, а в банки набрать дистиллят. Далее поставить батарею на зарядку и дождаться начала закипания, но не доводить до этого. Как только температура повысится значительно, надо снижать подающее напряжение и в таком режиме продержать несколько часов, чтобы сульфатная соль растворялась в воде. Затем сливаем смесь и заправляем чистым дистиллятом заново. Также доводим до кипения, но без бурной реакции и повторяем до тех пор, пока плотность выливаемой жидкости не будет стабильной и низкой. Это свидетельствует об очищении пластин.
- Некоторые умельцы применяют агрессивный вариант химической очистки. Для него понадобится смесь Trilon B и аммиак. С АКБ удаляется электролит, а полости моют дистиллятом. После этого вливаем моющий водный раствор из 5% аммиака и 2% Trilon B. Делать операцию надо в защитных очках и резиновых химических перчатках, так как во время долива будет проходить бурная химическая реакция. После прекращения ее активной фазы, всю жидкость можно сливать и промывать емкости. Далее заливаем электролит и заряжаем батарею.
Как правильно эксплуатировать аккумулятор
Оттянуть ремонт аккумулятора автомобиля и продлить срок его службы можно с помощью выполнения простых правил:
- хотя бы раз в сезон необходимо контролировать плотность электролита;
- во время морозов выше 20-25С необходимо доводить плотность до 1,35-1,4 г/мл;
- для зарядки АКБ применяется сила тока, меньшая в 10 раз от числового значения емкости;
если автомобиль может оказаться на открытой стоянке во время мороза от -25С, то его желательно укрыть или забрать с собой, чтобы замерзший электролит не вывел агрегат из строя.
Если тема восстановления и зарядки аккумуляторов ещё актуальна, предлагаю схему простого устройства для восстановления аккумуляторных батарей и отдельных аккумуляторов. Результативность: например, с помощью такой схемы за ночь был восстановлен абсолютно дохлый автомобильный аккумулятор, не поддающийся зарядке стандартным зарядным устройством. Время восстановления – 10 часов, ток – 0,15 А. После данной процедуры машина утром завелась, но аккумулятор был все-таки дозаряжен до полной ёмкости зарядным устройством (промышленного изготовления). Таким же самодельным устройством была продлена жизнь множеству аккумуляторов от телефонов и планшетов. Детали: трансформатор с током вторичной обмотки до 1 А и выходным напряжением до 15-20 В, переменный резистор – проволочный [использован ППБ-15Г] сопротивлением 0,3 – 1,5 кОм, диод – любой выпрямительный на ток 1-1,5 А, конденсатор 10…22 мкФ на 16…50 В. Так как на данном сайте невозможно к тексту приложить фото схемы, поэтому попробую объяснить на словах. Один вывод вторичной обмотки трансформатора будет минусовым и присоединяется к минусу восстанавливаемого (заряжаемого) аккумулятора. Параллельно вторичной обмотке трансформатора припаивается переменный проволочный резистор мощностью не менее 15 Вт, движок которого припаивается к аноду диода и минусу конденсатора. Катод диода и плюс конденсатора спаиваются вместе – это будет плюсовой выход. Для индикации зарядки и защиты от случайного короткого замыкания между выходом плюса и минуса, в разрыв данного плюсового провода неплохо подключить лампу (12 В, 1-2 А). Также для контроля тока последовательно с лампой можно включить стрелочный амперметр (на ток до 1 А, с соблюдением полярности). Единственный недостаток устройства – нет защиты от перезарядки аккумулятора, поэтому требуется постоянный контроль зарядного тока и времени зарядки.