Качественное обслуживание автомобильных узлов помогает продлить срок службы всего автомобиля. Особенно важно это для трущихся поверхностей. Снизить износ от взаимодействия между ними помогает использование специальных масел с присадками. Наиболее востребованными в таком случае являются замена масла в коробке передач и моторного масла.
Способов диагностики состояния смазочной системы во втором варианте описано немало, а вот как контролировать трансмиссионную смазочную жидкость не всегда понятно. Современные авто оснащены удобными щупами. С их помощью выясняется не только уровень масла в коробке, но и можно увидеть его качество. В старых авто с этим контролем труднее.
Содержание
Как заменить масло в коробке передач
На новых автомобилях конструкторами предусмотрены удобные сливные пробки в поддонах механических КПП. Благодаря такому решению автовладельцам значительно упрощается работа.
Периодичность проведение этой процедуры зависит от нескольких факторов:
- марка автомобиля;
- тип трансмиссии;
- степень выработки деталей КПП;
- характера вождения;
- дорожных условий;
- рекомендаций автопроизводителя.
На классических моделях ВАЗ завод-изготовитель рекомендует менять масло для механической коробки передач после каждых 70-80 тыс. км пробега.
Алгоритм замены трансмиссионной смазки в отечественных авто состоит из таких пунктов:
- Начинать надо сливать не раньше чем через час после поездки. Если автомобиль долго стоял, то можно сначала проехать на нем несколько км, а затем вернуться для слива.
- Машина ставится в горизонтальное положение на смотровой яме, эстакаде либо просто ровной поверхности.
- Проводим контроль уровня жидкости через специальное отверстие.
- Вывинчиваем пробку с маслозаливного отверстия для быстрого удаления отработки из системы.
- Подставляем под маслосливное отверстие емкость для отработки и вывинчиваем заглушку. Ожидаем, пока вся отработка стечет.
- Закручиваем пробку в поддон. Усилие на резьбе желательно проконтролировать с помощью динамометрического ключа, чтобы не сорвать резьбу либо не ослабить натяг.
- С помощью крупного медицинского шприца и шланга заливаем масло до уровня нижней кромки заливного отверстия.
- Закручиваем пробку, контролируя усилие с помощью динамометрического ключа.
- Шаг 1. Снимаем защиту поддона
- Шаг 2. Откручиваем пробку
- Шаг 3. Сливаем отработку в заготовленную емкость
- Шаг 4. Устанавливаем приспособление для заливки масла
- Шаг 5. Заливаем масло и собираем конструкцию
Для иностранных машин принцип примерно такой же. Возможны варианты с заменой способа долива, где вместо шприцов удлиняют воронку с помощью шлага и заливают масло прямо из пластиковых емкостей. В такой ситуации проверка масла в коробке передач для доливания проводится по количеству слитой отработки.
Какое масло лить в КПП
Старые автомобили с задним приводом чаще всего нуждаются в минеральном трансмиссионном масле. Оно не обладает дополнительными свойствами самоочистки, поэтому у них периодичность замены редко превышает 35-40 тыс. км пробега. Большая, чем у остальных марок масла, вязкость позволяет удерживаться на смазываемых поверхностях, но такая жидкость обладает значительной чувствительностью к частым перепадам рабочих температур.
Для бюджетных автомобилей с передним приводом предпочтительней будет полусинтетика. Его свойства держаться в течение 45-50 тыс. км до замены. Если автопроизводители устанавливают меньший пробег, то такие рекомендации являются приоритетными. Данные жидкости содержат химические присадки, помогающие уменьшить износ трущихся поверхностей шестеренок и валов. Благодаря этому понижается уровень загрязнений жидкости.
Премиальные современные авто используют в механических коробках синтетические масла. В таких жидкостях содержится большое количество компенсационных и очистительных присадок. С ними трансмиссионный агрегат благополучно отработает 60-70 тысяч км до того, как потребуется заменить весь объем масла в коробке передач.
Нужно знать, что есть автомобили, в которых не предусмотрена замена масла в механической КПП. Ресурс такой жидкости рассчитан на весь срок службы автомобиля.
Существует пять основных классов трансмиссионных масел по API:
- GL-1 – минеральное масло без использования присадок;
- GL-2 – содержит антифрикционные компоненты;
- GL-3 – содержит большое количество присадок и обладают лучшими, чем в предыдущем классе противоизносными свойствами;
- GL-4 – содержат высокоэффективные противозадирные присадки;
- GL-5 – содержат фосфорсодержащие присадки.
Шестой класс не находит применение в автомобильных узлах.
Самостоятельное добавление присадок в механическую КПП
Производители моторных и трансмиссионных масел стремятся повысить качество своей продукции за счет химических добавок. Такие присадки благоприятно влияют на фрикционные свойства деталей конструкции. Одними из популярных являются Liqui Moly Getriebeoil-Additiv, которые обволакивают сопрягающиеся поверхности, понижая температуру во время трения, а также снижают износ.

Присадки для трансмиссионного масла
Действие химических компонентов помогает смягчать переключение передач и обеспечивает плавную работу всего узла. Чаще всего добавка проявляет эффективность в старых КПП. Ее достаточно добавить 20 мл на 1 литр смазочной жидкости для полноценной работы.
В качестве положительных свойств отмечается снижение уровня шума при работе коробки передач. Производитель позволяет использовать данную добавку с большинством популярных масел. Эффект от применения становится заметен уже после 200-300 км пробега.