Главная » Трансмиссия » Вы читаете статью:

Как работает дифференциал автомобиля

Современные автомобили включают в себя большое количество узлов, обеспечивающих работоспособность транспорта. Большая часть из них направлена на передачу силового момента от двигателя к колесам. Немаловажную роль в данной цепочке играет дифференциал.

Чтобы разглядеть такой узел, потребуется заглянуть непосредственно под днище. Знать, что такое дифференциал в автомобиле, стоит не только тем, кто занимается ремонтом техники, но и тем, кто стремится к качественному управлению машиной.

Для чего нужен дифференциал в автомобиле

Механизм внедрен в транспортное средство для того, чтобы обеспечить паре ведущих колес возможное разноскоростное вращение. Подобный метод минимизирует возможности пробуксовки с обеих сторон и повышает проходимость машины на проблемных участках дорог.

Во время входа в поворот либо при движении по неровной поверхности каждое из колес на ведущей оси проходит различный по длине путь. Без дифференциалов шины станут проскальзывать по поверхности. Устранить возникающий эффект удается лишь в том случае, если им обеспечить разную скорость вращения. Для этой цели используется встроенный дифференциал.

что такое дифференциал в автомобиле

Этот шестеренчатый механизм не только придает разной скорости шинам, но и распределяет в нужных пропорциях крутящий момент на каждую сторону (полуось). Он относится к основным конструктивным элементам трансмиссии и монтируется инженерами в различных точках авто:

  • для переднеприводного автомобиля установка осуществляется в КПП;
  • машины с задним приводом имеют такой редуктор в картере моста, установленного сзади;
  • полноприводные модели получают в картер как фронтального, так и расположенного сзади моста пару дифференциалов;
  • авто с четырьмя ведущими колесами оснащается востребованным узлом традиционно в раздатке.

У машин с единственной ведущей осью конструкционный монтаж осуществляется в промежутке приводов колес. Это позволяет называть узел межколесным. Тем, кого интересует межосевой дифференциал, что это такое, стоит знать, что его устанавливают в машины с колесной формулой 4х4. В полноприводном транспорте с его помощью соединяют оба ведущих моста.

Как работает дифференциал автомобиля

Характер функционирования шестеренчатого узла практически во всех конструкциях идентичный. Рабочее деление силового момента в ответственный момент им производится в таких случаях:

  • в процессе прямолинейного перемещения легковушки или грузовика;
  • когда водитель осуществляет поворот;
  • от возможной пробуксовки легковушки.

В процессе прямого следования по дороге автомобиля между полуосями крутящий силовой момент от двигателя распределяется в равных пропорциях. При этом оба диска получают равнозначную угловую скорость. Встроенные сателлиты в корпусе не получают вращения вокруг своей оси. Происходит отдача вращательного момента к каждой из полуосей от ведомой шестеренки основной передачи посредством неподвижного шестиренчатого зацепления.

Читайте также:  Как работает вариатор

как работает дифференциал автомобиля

Поворачивание автомобиля позволяет дифференциалу распределять в автономном режиме получаемое от мотора усилие и частоту вращения перераспределять по следующей схеме:

  • так как внутреннее колесо идет по малому радиальному кругу, а также оно подвергается существенно большему сопротивлению, чем его пара, то повышенная нагрузка вынуждает его понизить скорость вращения;
  • для колеса, перемещающегося по увеличенному радиусу с внешней стороны, значение угловой скорости повышается, что позволяет машине преодолевать повороты плавно без пробуксовок.

Исходя из получившейся кинематической схемы, каждое колесо ведущей пары вращается со своей угловой скоростью. За замедление вращения шины со внутреннего радиуса отвечают приводимые в движение сателлиты. За счет особой конструкции этого редуктора через конические шестеренки происходит повышение скорости колеса с внешнего радиуса. При этом главная передача отправляет стабильный крутящий момент все время поворота.

Машина может двигаться прямолинейно, но при этом ее колеса во время движения по бездорожью либо мокрой/скользкой трассе способны испытывать разноплановую нагруженность. Одно из них, возможно, теряет качественное сцепление с дорожным полотном (происходит пробуксовка), а второе получается перегруженным. Физически дублируется повтор кинематики, используемой в процессе поворота.

для чего нужен дифференциал в автомобиле

Однако, в данном случае неравномерное распределение нагрузки влечет за собой негативные факторы. Менее загруженная сторона по такому принципу работы способна получить до 100% от всей нагрузки со стороны двигателя. Более устойчивая полуось может лишиться вращения и перестанет крутиться.

С недостатком приходится бороться, внедряя внешнее воздействие одним из действенных методов:

  • устанавливается ручная либо автоматическая блокировка;
  • на автомобили ставится система курсовой устойчивости.

Второй метод более прогрессивный.

Каким образом устроен дифференциал

Базовым компонентом кинематической схемы узла является планетарная передача. Устройство дифференциала автомобиля без нее невозможно из-за особенностей работы. Основными элементами в конструкции являются такие составные части:

  • полуосевые шестеренки;
  • прочный металлический корпус;
  • сателлитные шестеренки.

Связку полуосевой шестеренки с корпусом обеспечивают используемые в качестве планетарного редуктора сателлиты. При этом с первыми шестернями соединены полуоси, на которые устанавливается опосредованно ведущая пара колес. Разные модели дифференциалов предполагают в своих конструкциях либо четыре, либо два сателлита. Чаще всего производители задумывают конструкцию из двух таких шестерен.

Располагается сателлитная пара внутри корпуса. Его иногда называют чашкой или водилом.

Традиционным предназначением для элемента служит передача с помощью сателлитов рабочего момента от основной передачи к шестеренкам на полуосях. Их могут в некоторых источниках называть солнечными шестернями.

Читайте также:  Какой привод лучше: передний или задний

Последние используются для того, чтобы крутящий силовой момент передавать за счет вращения на ведущие колеса. В зависимости от конструкции правая и левая шестеренки способны иметь равное или неравное количество зубьев. Такая особенность используется в разных типах дифференциалов:

  • для несимметричного типа редуктора актуальным окажется разное количество зубьев в эвольвентном зацеплении;
  • в симметричном зацеплении потребуются шестерни с равным числом зубьев.

Узнать, какой стоит в вашем автомобиле тип, можно на официальном сайте автомобильной компании или в инструкции по эксплуатации авто.

Разнообразие типов конструкции

Стоит знать, что могут встречаться дифференциалы червячные, конические или цилиндрические. Для колес, смонтированных на единой оси, используется схема с коническими парами. У межосевого типа устанавливается цилиндрический редуктор. Червячные варианты являются универсальными для применения.

Кроме этих трех вариантов исполнения рабочей схемы применяются и другие разновидности:

  • дифференциал с полной блокировкой;
  • Вискомуфта;
  • дифференциалы Торсен;
  • Квайф.

Полная блокировка в основном востребована у грузовых тягочей и легковых внедорожных моделей. Для запуска блокировки используются управляющие механизмы из салона непосредственно водителем. Такой вариант актуален для улучшения проходимости транспортных средств.

Немецкие инженеры из Siemens занимались разработкой Торсен. В своей сущности подобный тип представляет из себя симбиоз червячных и конических передач, служащих для единой цели – деления крутящего момента между полуосями.

В Квайф предусмотрено, что сателлиты двухрядно внутри расположены параллельно оси вращения чаши. Также во время активной фазы работоспособности появляются силы трения, благодаря которым в автоматическом режиме происходит блокировка, что позитивно влияет на проходимость автомобиля. Наиболее частый вариант применения данной конструкции встречается в процессе глубокого тюнинга внедорожных авто и легковушек.

Применение Вискомуфта в качестве дифференциала является аналогичным, как и работа гидротрансформатора. Встречается такая конструкция в полноприводном транспорте. Там она выступает связующим звеном для передних и задних пар колес. Когда одни из них проскальзывают, то вторые избавляются от пробуксовки.

Конструкция такого дифференциала скрыта в цилиндре. Внутри в вязкой жидкости располагается пакет металлических дисков с мелкой перфорацией и соединенных между собой валами (ведущим/ведомым). Из-за изменения температурного режима происходит изменение вязкости, что является основополагающим для работы данного конструкционного узла.

Интересное по теме:
загрузка...

Оставить комментарий

11 − семь =