Каждый автомобилист знает, что от правильно подобранных расходников зависят эксплуатационные характеристики автомобиля, а также срок службы транспортного средства. Особую роль в подобной ситуации играет моторное масло. Оно оказывает непосредственное влияние на параметры двигателя. В связи с этим автомобилистам должна быть известна расшифровка маркировки моторных масел, чтобы выбрать оптимальный по своим свойствам продукт.
Содержание
Современные классификаторы смазочных материалов
Практически полная информация о составе моторной смазывающей жидкости располагается на этикетке. Однако, нередко она выписана в определенной форме, в виде условных обозначений, сокращений и аббревиатур. Быстрая расшифровка обозначений моторных масел помогает сориентироваться в предлагаемых товарах и купить жидкость с оптимальными характеристиками. Это даст возможность существенно продлить ресурс двигателя и обеспечит его нормальную работу.
Основная дифференциация масел осуществляется по критериям, относящимся к устоявшимся в мире и действующим в разных регионах планеты стандартах. Наиболее актуальными и постоянно совершенствующимися являются следующие их типы:
- SAE – разработка американской классификации от Ассоциации местных автомобилистов;
- API – система, введенная американским институтом нефти;
- ILSAC – стандарты от Международного Комитета по стандартизации и апробации масел, который контролируют американские и японские специалисты;
- ACEA – нормативы от европейских производителей автомобилей, используемые ведущими компаниями континента;
- ГОСТ – государственные стандарты, обязательные для выполнения на территории России и некоторых стран бывшего Советского Союза.
Необходимо знать, что маркировка автомобильного масла используется как для дизельных силовых установок, так и для бензиновых движков.
Также встречаются универсальные жидкости, которые разработаны с учетом использования их в разных типах моторов. Финишный состав производители масел готовят на разной основе:
- Минеральная. Жидкость получается после обработки сырой нефти методом пиролиза, разделяя последнюю на фракции. В итоге получается относительно доступный по цене материал, который хорошо себя проявляет в теплый период года, но во время понижения температуры значительно увеличивается его степень вязкости. Также расход у материала выше, чем у аналогов.
- Синтетическая. Искусственно получаемый материал из различного углеводородного сырья. После изготовления к нему добавляют улучшающие присадки, повышающие характеристики начального продукта. Масла хорошо очищают конструкцию от нагара, способствуют лучшей адгезии и минимизируют коррозионные характеристики.
- Полусинтетическая. Обладает характеристиками обоих типов предыдущих жидкостей. Имеет преимущества при всесезонном использовании.
Во время выбора товара стоит учесть, что стоит брать в расчет значение маркировки моторных масел, относящихся к группам API, SAE и ГОСТ, так как именно они являются наиболее распространенными в нашей стране. Любителям японского либо европейского транспорта рекомендуется обратить внимание на ILSAC или ACEA.
Использование стандарта SAE
В данной системе расшифровка моторных масел для двигателей внутреннего сгорания опирается на степень вязкости исходного материала. В результате получается три группы продукта:
- Зимние сорта. Основной задачей такого сорта является обеспечение высокой степени текучести при пониженной окружающей температуре. Это способствует более легкому старту «холодного» двигателя. В маркировке присутствует символ W и цифры, устанавливающие рабочий температурный режим. Определить допустимый минимум достаточно просто, так как из указанного значения стоит отнять 35. Соответственно жидкость с маркировкой W10 способна сохранять свои параметры, не ниже чем при -25С, а W15 рассчитана на -20С. Для жаркого периода заливать такие сорта не стоит, так как они не спасут от перегрева мотора.
- Летние сорта. Рассчитаны на эксплуатацию при положительной окружающей температуре. Имеют бо́льшую вязкость, чем зимние аналоги, что позволяет им не растекаться во время жары, а удерживаться на нужных поверхностях. По SAE в маркировке такого продукта не ставится W или иная буква, а остается лишь цифровое обозначение, например, 40, 30 или 20.
- Универсальные сорта. Они востребованы среди автолюбителей, проживающих в регионах с менее суровым зимним климатом. Такая маркировка дизельного масла или бензинового обязательно включает два цифровых значения, разделенных символом W. Примером служит 15W-40, 10W-40 или 15W-30. Жидкости достойно себя ведут как при сниженной температуре, так и во время теплого периода.
В относительно новых автомобилях до 3-4 лет с небольшим пробегом стоит использовать рекомендуемые автомобильными компаниями сорта смазочных материалов. Для легковушек с большим пробегом стоит отдавать предпочтения жидкостям с повышенной вязкостью. Это связано с увеличением технологических зазоров из-за выработки сопрягающихся элементов, рассыханием сальников и износом прокладок. Таким образом минимизируются утечки масла и снизится расход.
Обозначения моторных масел и расшифровка API
В действующей Системе классификаций масел API Engine Service Classification System предложено деление между группами жидкостей по типам двигателей, для которых они предназначены. Также в расчет берется период выпуска транспорта, эксплуатационные режимы и параметры самого масла.
Отличие в маркировки бензиновых и дизельных продуктов заключается в использовании букв соответственно S и C. При дифференциации по рабочим параметрам деление выполняется следующее:
- для энергосберегающих материалов используется обозначение ES;
- когда за буквенными значениями идут римские цифры, то по ним можно ориентироваться в экономии топлива при заливке этой жидкости;
- за символами, определяющими тип мотора (дизель или бензин), идет классификатор эксплуатационных характеристик от А (минимальный уровень) до N (наивысший класс).
Универсальный продукт обладает этикеткой с указанием двух категорий, разделенных косой чертой, например, API SL/CF. В дизельных маслах производители обычно используют различия в виде 2 или 4, чтобы указать на двухтактные и четырехтактные силовые установки.
Если использовать смазку своей категории, то удастся добиться снижения износа, минимизации риска поломок движка, отсутствие возникновения нагара на цилиндре, поршнях и клапанах, экономии топлива, понижении шума, оптимизации ходовых параметров, продлении периода эксплуатации очистной системы и катализатора.
Маркировка по ACEA
Европейские производители организовали для своих автомобильных компаний собственный стандарт для смазочных жидкостей. Его расшифровка включает физико-химические свойства, предназначение и установленную категорию. Деление жидкостей предполагается согласно трех категорий и дюжине классов:
- от A до B используются легковушки и микроавтобусы вне зависимости от типа силовой установки бензин/дизель;
- C маркировка актуальна для авто с катализаторами;
- E востребована для грузовиков, оснащенных дизельным мотором.
Кроме классов, параметры которых удастся узнать из соответствующей таблицы ACEA, в разъяснении описывается год вступления в действие, а также порядковый номер конкретного издания.
Государственный стандарт РФ
Важно знать, что отечественные производители ориентируются на норму ГОСТ 17479.1-85, определяя маркировку масел. При этом открытая информация для покупателей обязательно должна содержать следующие параметры:
- Уровень кинематической вязкости. Исходя из данного критерия, масло относится к зимнему, летнему либо универсальному типу. Значения летние четные в интервале 6–16, а также 20, 24. Зимние параметры от 3 до 6. Универсальный тип описывается двумя значениями (лето/зима), поделенными косой чертой.
- Сфера применения. Данный маркер делит масла на шесть групп, которые отмечаются кириллицей от А до Е. При этом указывается тип силовой установки в обозначении, где 1 — для бензиновых ДВС, а 2 — для дизелей. Когда данное значение отсутствует, то продукт допускается к применению в обоих типах моторов.
Отечественный продукт может иметь несколько маркировок, как по ГОСТ, так и по европейским или американским международным стандартам.
Маркировка согласно ILSAC
Данной сертификации придерживаются производители из Японии или Америки. В связи с этим продукт актуален в большей степени для популярных у нас автомобильных марок, выпущенных в Стране восходящего солнца, например, Honda, Suzuki, Mitsubishi и пр. Базовые параметры в представленных пяти стандартах идентичны критериям API. При этом ILSAC обладает энергосберегающими характеристиками и относится к всесезонным смазкам.
В самостоятельный класс выделена группа JASO DX-1, востребованная у турбированных дизельных ДВС. Специальная смазка оказывается полезной для автомобилистов еще и тем, что обладает высокими экологическими характеристиками.
Правила сертификации
Для систем ACEA и API предусмотрено несколько обязательных требований, которые получены при взаимных договорах между автопроизводителями и компаниями, занимающимися выпуском расходных ГСМ. Иногда автокомпании выдают предписания своим потребителям, рекомендуя определенные марки масел.
Такие рекомендации складываются во время эмпирических испытаний авто. Предварительно компании-изготовители отправляют заявки со своей продукцией для тестирования автопредприятиям. В процессе мониторинга определяются такие предпочтительные эксплуатационные критерии:
- вязкость образовавшейся пленки;
- вид основы (синтетика/минералка);
- какое влияние оказывает смазка на ДВС;
- реакция продукта на температурные перепады.
Допуск для конкретных марок авто определенных групп масел оформляется установленным типом сертификата.