Тормозную систему каждый автовладелец обязан содержать в идеальном состоянии. От качества ее работы зависит безопасность всех участников движения. Поэтому вопрос о том, почему греются передние тормозные диски, является достаточно актуальным для водителей с разным стажем.
Любое транспортное средство должно быть послушно своему владельцу, особенно это касается тормозной системы. Итак, разберем возможные причины перегрева и способы их устранений.
Содержание
Разновидности тормозных дисков
Одной из популярных тормозных систем является дисковая конструкция. Эффективность такой модели доказана на практике и взята на вооружение большинством популярных автокомпаний. Существуют несколько вариантов конструкций, при которых материал диска может быть различным:
- литой чугун;
- кованая сталь;
- металлокерамика;
- углепластик.
Две последних разновидности являются более дорогими в применении, поэтому применяются реже, хотя отличаются высокой эффективностью. Чаще всего их можно встретить на спортивных моделях.
Первоначально давайте разберемся, должны ли греться тормозные диски на автомобиле или нет. Если коротко — да, должны. При торможении тормозные колодки давят на диск с двух сторон, при этом возникает сила трения между материалами, так как диск вращается, а колодки жестко зафиксированы в суппорте. При этом кинетическая энергия (движения) автомобиля тратится на преодоление трения материалов и переходит в нагрев тормозных дисков и колодок. Важно понимать, что нагрев тормозных механизмов — абсолютно нормальное явление, но он не должен быть избыточен. Также важен не сам нагрев, а степень деформации после него. При длительном торможении, например, на серпантине при спуске, может произойти сильный перегрев тормозных дисков и как следствие их коробление, что в дальнейшем вызовет биение при нажатии педали тормоза. А если еще при этом попасть в лужу, то резкий перепад температуры может привести к возникновению трещины на тормозном диске.
У металлокерамических изделий или углепластиковых температура нагрева доходит до 1200-1400С. При этом коэффициент трения существенно выше, термодеформациям они также не подвержены. Главным недостатком считается их цена, поэтому в широких массах эти материалы не используются.
Стоимость производства металлических дисков невысока, поэтому они получили широкое распространение, но предельными температурами являются 500-600С. Значительные перегревы приводят к потере геометрии и выходу из строя из-за термодеформаций.
Обратите внимание: резкий перепад температур может быть губителен для дисков, поэтому ни в коем случае нельзя поливать их водой особенно сразу после перегрева!
Также не стоит мыть машину после интенсивного использования тормозов, чтобы исключить попадание воды на диски.
Возникновение перегревов
Как мы уже выяснили, нормальным явлением считается небольшой нагрев, однако, существенное превышение температуры без интенсивного использования педали тормоза должно водителя насторожить. Здесь будет вина либо конструкционная, либо эксплуатационная. Ведь индивидуальный стиль вождения также входит в список причин нагрева тормозных дисков. Частые и резкие нажатия на тормоз повышают температуру сопрягаемых элементов системы.
Основные причины, по которым возникают перегревы, и способы избавления от них:
- подклинивают направляющие тормозного суппорта, колодки не могут равномерно зажимать диск (необходимо проверить состояние резиновых сальников и наличие смазки на направляющих, отсутствие на них песка и грязи);
- диск деформирован, и нажим колодок производится неравномерно по всей плоскости (необходима проточка диска или полная замена);
- фрикционные накладки выработали свой резурс и не обеспечивают удовлетворительный коэффициент трения (низкокачественные накладки нуждаются в замене);
- разные системы торможения впереди – дисковые, а сзади – барабанные ведут к перегреву передней части, за счет конструкционных особенностей (установка вентилируемых тормозов или коррекция стиля вождения).
Визуально можно отличить перегретые поверхности металла по остаточному цвету после воздействия температур.
Параметры получатся приблизительные, но они дадут представление о характеристике перегрева, который способен привести к опасной деформации:
- появившийся желтоватый оттенок – признак перегрева до 160-280С;
- синеватый цвет говорит о повышении до 300-450С;
- чернеющая поверхность возможна при 450-500С.
Если были замечены такие цвета, то нужно провести кроме визуальной диагностики более серьезную проверку на станции или самостоятельно на смотровой яме. Иногда достаточно воспользоваться домкратом.
Проблема с новыми дисками и колодками
Бывают ситуации, когда греются тормозные диски после замены колодок. Почувствовать это можно по характерному пригорелому запаху, возникающему после резкого торможения особенно на высокой скорости. Не попадать в такую ситуацию помогут некоторые правила:
- С дисков требуется удалить всю консервационную смазку. Даже если ее не видно сразу, то желательно обезжирить поверхность, так как в противном случае, притирка займет много времени.
- Место на ступице под новый диск обязательно зачищается с помощью металлической щетки. Процедура поможет избавиться от мусора и не перекосить плоскость относительно оси колеса.
- На пальцах суппорта и полости для них снимают всю старую смазку. Новая смазка должна быть только специальная, а не обычный солидол. В противном случае конструкция может быть заклинена в неподходящий момент.
- Требуется после сборки на приподнятой домкратом стороне прокрутить колесо от руки. Одно должно без проблем вращаться. Небольшое шуршание о колодки допускается. Если же было сделано пару оборотов и колесо подклинило, то сборка прошла неправильно.
Возможные причины зажима могут быть такие:
- поршень суппорта и внутренняя колодка не были совмещены (колодка имеет выемку, которая должна совмещаться с таким же элементом поршня, в ином случае появится перекос);
- проблема с установкой пальцев либо неверно выбранная смазка для них;
- зону посадки для фрикционных колодок обязательно вычищают от мусора с помощью щетки, также на это место наносится высокотемпературная смазка, чтобы исключить прикипание колодок.
Заключение
Большинство причин, по которым возникает перегрев дисков можно устранить самостоятельно. Чаще всего это связано с эксплуатационными характеристиками и стилем вождения. Соответственно, необходимо регулярно следить за состоянием колодок и дисков: вовремя протачивать поверхность, менять колодки до того как начинается скрежет от стирания креплений о диск, а также устанавливать качественные комплектующие.