Присутствие воздушных пробок в гидравлических системах оказывает негативное влияние на работоспособность остальных узлов и механизмов. Перед тем как выгнать воздух из системы охлаждения в транспортном средстве, стоит учитывать, что присутствие подобных газовых вкраплений создает бурление, превышение допустимых температурных режимов некоторых деталей и блоков. Также салон машины будет прогреваться существенно хуже.
Избавиться от негативного фактора сможет не только опытный автомеханик, но и начинающий автолюбитель. При этом удалить воздух из системы охлаждения можно одним из удобных способов.
Содержание
Выявление проблемы
Проявление воздушных пробок в автомобиле отмечается по косвенным признакам. Водитель должен насторожиться и осуществить некоторые диагностические мероприятия, когда наблюдаются следующие симптомы:
- Утечка антифриза. Выявить понижение уровня охлаждающей жидкости удастся по характерным следам на корпусе мотора и элементах ходовой части. Также в бачке для долива уровень станет снижаться.
- Изменение работоспособности термостата. Когда запускается мотор, охлаждающий вентилятор способен стартовать неоправданно быстро, даже если система еще не вышла в терморежим. Виновником станет признан проблемный термостат либо воздушная пробка в системе охлаждения (в насосной трубке). Когда клапан в перекрытом положении, то тосол перемещается лишь в малом круге.
- Шум от водяного насоса. Помпа перекачивает жидкость с большим шумом, чем ранее. Звуки слышно явно без открытия капота.
- Барахлит отопление. Популярным виновником некачественного прогрева салона автомобиля зачастую является скопление воздуха в охлаждении.
При обнаружении одного из косвенных признаков необходимо отправить автомобиль на профилактику. Делать это желательно в помещении.
Возможные причины появления завоздушивания
Бывалые автомобилисты, имеющие богатый опыт эксплуатации автомобилей разных марок, выделяют несколько виновников в накоплении газовых участков. Популярными являются следующие причины:
- Неправильный долив охлаждающей жидкости. Когда процесс осуществлялся широкой струей, то повышается шанс проникновения нежелательного воздуха в полости. Это связано с особенностями узкой горловины для заливки. В такой ситуации важно добавлять тосол медленно небольшой струйкой, удерживая максимально близко емкость к горловине, что позволит выйти избыточным кислородным пузырькам.
- Разгерметизация полостей. Щели или нежелательные отверстия способны проявиться в различных зонах, включая патрубки, соединительные трубки, штуцеры, шланги и др. Причиной бывает механическое внешнее воздействие или физический износ изделий. Также виновником бывает снижение давления. В случае когда появившуюся пробку устранили, а на ее месте образовалась новая – ищите пробой. Можно визуально выявить повреждения после ночи стояния авто в гараже.
- Неприятности с воздушным клапаном. Основная задача узла состоит в том, чтобы автоматически стравить воздух из системы охлаждения, блокировав проникновение газа внутрь. При поломке узла нежелательный кислород может проникать внутрь. Не допустить подсасывание может ремонт крышки или ее замена на новую.
- Поломка водяного насоса. У вышедшей из строя помпы прокладка или фибра начинают подкачивать воздух снаружи. Таким образом формируется естественное завоздушивание. При наличии воздуха рекомендуем контролировать состояние данного узла.
- Сброс тосола. Процесс является аналогичным разгерметизации, только виновниками в подобной ситуации являются прокладки, стыковые соединения, патрубки и пр. Быстро обнаружить такие участки не всегда удается. Освободившееся место от жидкости занимает газ. Выявить неисправность получится по потекам.
- Поломка головки блока цилиндров. Это один из нежелательных и невидимых симптомов, так как при утечке жидкость проникает в цилиндры двигателя. Основным косвенным признаком является наличие белого дыма из выхлопной трубы. Дополнительным фактором служит бурление в бачке долива, образующееся от выхлопов.
Страдает от такого состояния работоспособность двигателя. Ему не удается охлаждаться в заданном режиме. При возможных перегревах происходит скорая выработка сопрягающихся элементов вплоть до заклинивания мотора. В зимнее время плохо работает печка. При этом недостаточно отогревается лобовое стекло, что снижает обзорность.
Как убрать воздушную пробку из системы охлаждения
Опыт большинства слесарей и механиков воплотился в нескольких вариантах избавления от завоздушенности. Считается, что три из них являются наиболее популярными и востребованными.
Первый вариант
Следуем алгоритму:
- проворачиваем ключ в зажигании, заводим мотор на четверть часа;
- выключаем двигатель;
- удаляем элементы, блокирующие доступ к расширительному бачку;
- снимаем крышку с доливной емкости и отсоединяем трубку патрубка;
- в случае присутствия в системе воздуха он станет выходить самостоятельно;
- при выходе антифриза возвращаем трубки на свое место.
Важно знать, что проводить подобные мероприятия необходимо с соблюдением максимальной осторожности, так как температура тосола может доходить в таком автомобиле до 90С.
Второй вариант
Пошаговый алгоритм используют часто автовладельцы отечественных машин Волжского завода. Следует выполнить следующие пункты:
- демонтируем с автомобиля части, блокирующие доступ к расширительному бачку с тосолом;
- откидываем какой-либо из патрубков (обратный либо прямой), связанных с нагревом дросселя;
- отвинчиваем крышку бачка и укрываем его сверху тканью (желательно брать неплотную);
- продуваем воздух внутрь бачка, формируя избыточное давление в системе, что позволит остаткам воздуха покинуть систему по патрубку;
- лишь только первые капли тосола поступят из патрубка, возвращаем его обратно, фиксируя снаружи, так как газ способен опять проникнуть в систему;
- закручиваем крышку бачка и собираем разобранные части обратно, включая защиту.
Третий вариант
Придерживаемся установленного алгоритма, чтобы убрать воздух:
- заранее устанавливаем автомобиль на возвышение, чтобы передок оказался выше задней части, а радиаторная крышка была выше остальных элементов системы охлаждения;
- не стоит забывать о фиксации с помощью ручника и дополнительных упоров под колеса;
- запускаем мотор на 15 минут;
- аккуратно отвинчиваем крышку с бачка и с радиатора, не заглушив двигатель;
- важно, чтобы помощник периодически выжимал педаль акселератора, а водитель будет слегка доливать жидкость в радиатор;
- обратите внимание на выходящий из системы воздух в виде пузырьков;
- процесс необходимо продолжать до тех пор, пока будут идти пузырьки;
- параллельно включаем отопление в салоне на максимум;
- после открытия термостатом задвижки полностью в машину пойдет теплый воздух, что является свидетельством успешного удаления воздуха.
Стоит учесть, что потребность в подгазовке можно исключить в автомобилях, где предусмотрено автоматическое включение вентилятора. Необходимо лишь дождаться его запуска. Важно добавлять жидкость, чтобы повторно не допустить в процессе завоздушивания.
Профилактические мероприятия
Не допустить повторного проникновения воздуха в полости с тосолом удастся при соблюдении мер безопасности. Ответственным является контроль за уровнем жидкости в системе. Требуется своевременно осуществлять долив ее. Частые процессы долива свидетельствуют о наличии проблем с системой.
Важно мониторить узлы на наличие утечек в системе, чему помогут регулярные проверки на смотровых ямах или эстакадах.
Производители рекомендуют пользоваться определенными марками охлаждающих жидкостей. В противном случае несоответствующие тосолы станут испаряться, а на их место проникнет воздух. Приобретать жидкость рекомендуется в проверенных торговых точках, обладающих всеми сертификатами.