Защиту большинства элементов силовой установки от термической деформации обеспечивает система охлаждения. Ее качественная работа способна значительно повысить ресурс двигателя и не допустить заклинивания. Каждый автомобилист должен знать, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, и уметь его заменить при необходимости.
Содержание
Основные понятия
В систему охлаждения входят следующие элементы:
- рубашка, состоящая из разветвленных каналов вокруг блока;
- радиаторы охлаждения;
- патрубки;
- циркуляционный водяной насос (помпа);
- термостат.
Привод насоса в большинстве конструкций обеспечивается вращением коленвала. Термостат пускает охлаждающую жидкость по малому или большому кругу. Во втором случае задействуется радиатор. В нем за счет увеличенной поверхности происходит отдача избыточного тепла в атмосферу. Если в пассивном режиме не удается сбросить температуру до нужного уровня, происходит автоматическое подключение активного обдува. Его проводит встроенный вентилятор.
Принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости
Мониторинг нагрева жидкости в системе выполняет встроенный датчик. В результате водитель на приборной панели видит практически в реальном времени состояние охлаждающей системы. Если же показания значительно расходятся с действительным состоянием, то требуется обязательная замена датчика температуры охлаждающей жидкости. Ведь кроме вывода показаний на панель приборов, им отсылаются сигналы на электронный блок управления. В результате система регулирует подачу топлива исходя из термопоказателей.
Во время старта двигатель холодный. Чтобы обеспечить достаточную мощность мотору, нужно подавать обогащенную топливную смесь. В этот период поступает информация о низкой температуре двигателя. Когда система выходит в рабочий режим, подача топлива нормализуется.
Так как датчик температуры работает постоянно, он не позволяет допускать существенного перерасхода, снижая вредные выбросы и повышая экономичность автомобиля, за счет непрерывной подачи информации о температуре двигателя в ЭБУ.
Дополнительной функцией электронного элемента системы охлаждения является помощь в установке угла зажигания. На основании полученной от него информации корректируется угол опережения зажигания.
Как выглядит датчик температуры охлаждающей жидкости
Базовым элементом данного прибора является термистор. Фактически это элемент, который способен обладать различным сопротивлением при изменяющейся окружающей температуре. Он располагается в металлическом корпусе, имеющем на наружной поверхности резьбу.
Хвостовая часть заключена в термостойкий пластик. Она содержит контакты, которые выводятся на питание и для присоединения к автомобильной электронике (ЭБУ). Кабель для отрицательного питания соединен с массой. Бесперебойна работа термистора зависит от подающегося на него напряжения в 5В от электронного блока через резистор постоянного сопротивления.
Принцип работы термистора основан на отрицательном температурном коэффициенте. Из чего следует, что во время повышения окружающей температуры значение сопротивления будет уменьшаться, параллельно с этим происходит понижение напряжения, которое поступает на прибор.
Благодаря встроенным алгоритмам электроника (ЭБУ) рассчитывает изменения в напряжении, что соответствует изменению в температуре. Эти показатели предоставляются водителю в виде информации на приборную панель.
В разных моделях автомобилей точка контроля температуры охлаждающей жидкости может отличаться, поэтому и датчик может располагаться в разных местах. Его встречают в головке блока цилиндров, недалеко от термостата, также и на самом термостате. Часто он стоит на отводящем патрубке, который выводит жидкость в радиатор. Это положение обеспечивает наиболее точные данные.
Возможные неисправности
Достаточную степень надежности обеспечивает относительная простота конструкции. Большая часть проблем заключается в нарушении градуировки, напрямую влияющего на сопротивление. Так как электронный блок основывается на термопоказания, то такая поломка приводит к общей разбалансированности всех систем.
Явным признаком того, что требуется проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, является отключение работы вентилятора, расположенного напротив радиатора. Однако, данная поверхностная диагностика будет неактуальной при наличии в автомобиле двух датчиков: основного и дополнительного, установленного исключительно для пуска вентилятора. В этой ситуации проблему нужно решать с проводкой на дополнительный датчик или с его полной заменой.
Современные автомобили часто имеют встроенный на панели индикатор, оповещающий о работоспособности электрического датчика. При этом достаточно часто некорректная работа зависит от окислившихся контактов. Устранив проблемы с проводкой, можно дальше эксплуатировать прибор.
Диагностика
Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, стоит провести проверку целостности всей подходящей проводки. С помощью электронного тестера или мультиметра удастся проконтролировать поступающее на прибор напряжение. Отсоединяем с хвостовой части штекер с проводкой и соединяем все через вольтметр.
Запустив двигатель, замеряем текущие показания прибора. На дисплее должно отображаться значение максимально близкое к 5В. Если показатель соответствует норме, то диагностируем сопротивление.
Потребуются следующие материалы и инструменты для демонтажа и проверки:
- емкость для антифриза;
- термометр (не ртутный, желательно электронный);
- тестер/мультиметр;
- посуда с горячей водой;
- ключ рожковый на 19.
Чтобы не разлить охлаждающую жидкость, перед тем, как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости, через сливное отверстие частично удаляем ее небольшой объем, ровно столько, чтобы при вывинчивании резьбы не расплескать ее в подкапотном пространстве. Откидываем провода от хвостовой части и выкручиваем датчик.
Проверка проводится двумя способами:
- В первом случае датчик соединяем с тестером, установленным в режиме замера сопротивления, и опускаем в емкость с водой комнатной температуры. Там же должен находиться электронный термометр. Начинаем подогревать емкость и контролировать показания сопротивления на дисплее. Во время замера температуры 15С значение должно быть 4450 Ом. На 40С оно понижается до 1459 Ом, а при кипении 100С его уровень снижается до 177 Ом. Когда автомобилист выявит значительные расхождения, то стоит задуматься о замене детали.
- Когда под рукой отсутствует специальный термометр, то можно тестировать в горячей воде при температуре близкой 100С. Достаточно получить показания порядка 177 Ом, чтобы убедиться в исправности.
Проведение замены
Термодатчик относится к неремонтируемым элементам конструкции. При его выходе из строя остается лишь заменить деталь на новую.
Купленный датчик можно протестировать описанными выше методами. Если он пройдет положительно тестирование, то его вкручиваем на законное место. Для избегания протечек вследствие температурных расширений и т.п. резьбу обрабатываем герметиком.
На хвостовик прибора монтируем штекер с проводкой, который крепится в единственно правильном положении, поэтому его переполюсовать не удастся. Доводим объем охлаждающей жидкости до нормы, долив ее через горловину расширительного бачка.
Если замена датчика не привела к желаемому результату, то стоит проконтролировать работоспособность остальных элементов системы, например, термостата. Он может не пускать жидкость по большому кругу, обеспечивая ей значительный перегрев.