Молодые водители стремятся часто придать эффектный вид своему любимому транспортному средству. Различные обвесы или установка дополнительного светового оборудования вынуждают считаться с правилами дорожного движения. К более мягким и лояльным способам относятся небольшие рисунки с помощью аэрографии или хромированные вставки.
Активными участниками процесса установки блестящих элементов являются владельцы двухколесных аппаратов, но и водители автомобилей от них не отстают. Для того чтобы применять хромирование в домашних условиях необходимо знать основы химии и физики, а также иметь достаточное количество опасных реагентов. Этот способ украшения собственного авто подойдет для аккуратных и осторожных автовладельцев.
Содержание
Предварительная подготовка
Гальванические операции связаны с вредными испарениями, поэтому перед проведением работ необходимо позаботиться о помещении, в котором предполагается заниматься покрытием. Даже если понадобится обрабатывать небольшие по объему и площади детали, то жилая кухня или проходной коридор не подойдут. Хромирование деталей в домашних условиях вряд ли будет в таком случае безопасным, поэтому помещение должно быть обособленное и нежилое.
Кроме выбора места обработки соблюдаем основы техники безопасности и подготавливаем рабочую зону:
- вентиляция монтируется принудительная, так как естественной вытяжки для процедуры недостаточно;
- оператор экипируется в защитную форму, состоящую из респиратора или лепестка, фартука из плотного материала и резиновых перчаток, предохраняющих от химических ожогов;
- проводится работа для подготовки утилизации вредных химостатков.
Емкость для обработки
Химическое хромирование в домашних условиях невозможно без использования безопасных емкостей. Также необходимы материалы для изготовления системы нанесения покрытия.
Компоновка схемы включает в себя такие элементы:
- стеклянная емкость (банка или колба 3-5 л) для работы с мелкими элементами;
- наружная неметаллическая емкость (резервуар), наполненная водой;
- обеспечение качественного результата достигается в теплоизолированном контейнере, который часто наполняют песком, а внутренний резервуар обматывают стекловатой;
- понадобится контактный термометр для контроля температуры;
- в емкость опускается ТЕН или другой нагреватель;
- верхняя часть системы блокируется неметаллической герметичной крышкой.

Схема самодельного аппарата для хромарования
Процесс гальваники подразумевает наличие электродов. Отрицательный катод («-») соединяем с обрабатываемой деталью и опускаем в емкость. Положительный катод («+») соединяем с медным или свинцовым стержнем либо пластиной. Для того чтобы хромирование своими руками деталей проходило быстрее и не нужно было долго накручивать провода на заготовку, многие умельцы используют защипы типа «крокодил». С быстрыми креплениями легче подвешивать в емкости любые детальки.
Нужно знать, что опускать на дно обрабатываемые изделия во время процесса ни в коем случае не рекомендуется, так как на стороне, соприкасающейся со стенками или дном, блестящей поверхности не образуется.
Электропитание
Технология изготовления требует источника питания постоянного тока. Желательно, чтобы у него была возможность регулировки силы тока. Если в конструкции такой функции не предусмотрено, то в цепь можно включить простой реостат. Провода подбираются с сечением не менее 2,5 мм2. Допускается использование в процессе хромирования терморегулятора, который может заменить контактный термометр.
Операции с электролитом
Состав электролита может отличаться. Его предварительно корректируют в зависимости от задач, которые будет выполнять обработанная деталь. Когда элемент декора не предполагается использовать снаружи, а также на него не будут воздействовать внешние нагрузки, то большинство начинающих гальваников обходятся таким составом:
- 0,400 кг хромового ангидрида;
- 0,004 кг концентрированной серной кислоты;
- 1 кг дистиллированной воды.

Обработка небольших деталей
Для рабочей емкости обеспечивается температурный режим из интервала 25-65С. Расчетная величина плотности тока должна не выходить за пределы 20-50 А/дм2.
Нужно знать, что для раствора подойдет и обычная водопроводная вода, которую необходимо длительно прокипятить и дать ей отстояться.
Наружные элементы, хромируемые в домашних условиях, обрабатываются в растворе с отличающейся концентрацией. Он обеспечит большую устойчивость к воздействию агрессивной внешней среды:
- 0,250 кг хромовый ангидрид;
- 0,0025 кг концентрированная серная кислота;
- 1 кг дистиллированной воды.
- Самодельный аппарат для хромирования
Термические условия выдерживаются такие же, как и во время предыдущей обработки. Слой нанесенного хрома удержится дольше и будет более устойчив даже к царапанию о металлические поверхности.
Приготовление электролита проводить можно таким образом:
- постепенно доводим отлитую воду около 0,5 л до температуры 70-75С;
- добавляем в дистиллят хромовый ангидрид;
- растворив его, вливаем в емкость остатки воды, а затем аккуратно вносим в раствор кислоту;
- получившийся состав отправляем в подготовленную емкость для хромирования;
- через раствор пропускаем ток плотностью около 2 А/дм2 для насыщения жидкости свободными ионами хрома;
- процедуру насыщения завершаем после того, как раствор изменит цвет с красного на темно-коричневый;
- выключаем источник питания и на сутки отставляем полученную жидкость.

Примитивное устройство для хромирования
Нужно знать, что процесс насыщения ионами хрома обычно занимает 3-4 часа при 6А на литр.
Как подготовить деталь к хромированию
Со всех поверхностей снимаются слои, закрывающие металлическую основу обрабатываемой детали. Лакокрасочные слои убираются с помощью наждачной бумаги. Не стоит использовать крупнозернистую наждачку, так как она оставляет часто заметные борозды, неубираемые с помощью гальваники.

Восстановление покрытия на хромированных деталях
В редких случаях можно обойтись лишь одним растворителем типа уайт-спиритом или бензином, приходится создавать многокомпонентные растворы. Один из рецептов очистителя перед хромированием:
- кальцинированная сода – 50 г;
- силикатный клей – 5 г;
- едкий натр – 150 г;
- вода – 1л.
Растворяем все вещества и нагреваем полученную жидкость до 80-90С. Опускаем в нее деталь и, не доводя до кипения, удерживаем деталь внутри 30-60 минут. Время зависит от фактурности и материала старого покрытия.
Нанесение блестящего слоя
Прогреваем раствор до температуры 50-55С, а затем подвешиваем в нем обезжиренные и очищенные заготовки. Даем некоторое врем на уравнивание температурного баланса между деталями и жидкостью. После этого запускает источник тока.
Ориентировочно процедура занимает 1-3 часа. Допускается через 40-60 минут достать какую-то деталь и попробовать соскоблить часть покрытия. Если опытным путем видно, что покрытие слабое, то операцию продлевают. Иногда небольшое увеличение силы тока даст положительный эффект. Резких изменений ждать у емкости не стоит, так как процесс длительный.
После завершения процедуры все детали тщательно промывают и высушивают. Эффективнее будет в специальной емкости, которая не будет использоваться для приготовления пищи, проварить покрытые детали, а затем высушить в печи или духовке. Печь необходимо также использовать не применяемую в приготовлении пищи.
Утилизировать остатки электролита вблизи водоемов или жилых районов ни в коем случае нельзя, так как полученная жидкость является агрессивным ядом.
Работа с пластиком
Чтобы провести хромирование пластика в домашних условиях, детали предварительно покрывают графитосодержащим лаком или графитным порошком. Излишки от нанесения должны стечь с поверхности заготовки.
На подготовленную поверхность наносят тонкий слой меди в электролите, который содержит такие компоненты:
- сульфат меди 35г;
- этиловый спирт 10 мл;
- концентрированная серная кислота 150 г;
- вода 1л.
Ток при этом используется с плотностью 0,4-0,7 А/дм2. На обработанную омедненную поверхность можно наносить слой блестящего хромирования.
Подготовленные специалисты для хромирования используют краскопульты с красящими тонерами типа «хром». Их можно даже наносить на неподготовленные поверхности из гипса или пластика. Такие слои уязвимы для механической обработки и не эффективны при использовании их на внешних элементах автомобиля. Подробности работы с автоматическими краскопультами можно посмотреть на видео.