Главная » Электрооборудование » Вы читаете статью:

Устройство автомобильного аккумулятора

Бортовая электрическая сеть автомобиля нуждается в различных составных частях. Одно из ведущих мест в ней отведено аккумуляторной батарее. Во многих источниках для названия данного элемента используется аббревиатура. О том, что такое АКБ в машине, будет описано далее.

Предназначение электроприбора

В легковых машинах, грузовиках, автобусах и других транспортных средствах, оснащенных двигателем внутреннего сгорания, используется электрическая схема со связкой аккумулятора и генератора. Чтобы генератор являлся источником тока, требуется обеспечить в нем вращение ротора относительно статора. Установленная электрическая батарея является автономным источником питания и отдает ток в систему просто при подключении ее в цепь.

что такое АКБ в машине

Расшифровка АКБ достаточно проста, так как является сокращением от словосочетания «Аккумуляторная Батарея». Этот элемент снабжает бортовую систему напряжением, когда автомобиль находится в покое с выключенным двигателем.

Одним из главных назначений автомобильного аккумулятора является запуск двигателя внутреннего сгорания.

Конструкторы предпринимали множество попыток заменить систему пуска конденсаторными накопителями, пневматическими узлами и прочими устройствами. Однако пока применение электрической схемы является более целесообразным и оптимальным с разных точек зрения.

В большинстве моделей авто применение электрического блока питания обусловлено таким функционалом:

  • подача питания на стартер (электромотор) в момент запуска ДВС;
  • обеспечение энергией приборов-потребителей, когда силовая установка заглушена;
  • подача напряжения в бортовую сеть в процессе поездки, если с этой функцией не удается справиться генератору;
  • при работе в паре с генератором удается сгладить пульсации (пиковые значения) тока в цепи.

Новая хорошо заряженная батарея способна заменить вышедший из строя генератор, позволив проехать около 100 км. Если у нее достаточно сильно выработан ресурс, то расстояние соответственно уменьшится.

Устройство электроприбора

Под капотом большинства транспортных средств, проезжающих по нашим дорогам, располагаются свинцово-кислотные батареи. Хотя устройство автомобильного аккумулятора совершенствуется, но основные компоненты электроприборов, используемые в конструкции, применяются в разных моделях у различных производителей.

Основой АКБ является гальванический элемент (банка), состоящий из двух электродов, которые имеют разную полярность (положительную и отрицательную). В качестве электродов, используемых в конструкции, применяются свинцовые решетчатые пластинки. Они погружены в жидкую среду (электролит), состоящую из смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Жидкости должны быть смешаны в определенных пропорциях и обладать рекомендуемой производителем плотностью.

Читайте также:  Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе: как проверить и поднять ее

Чтобы не происходило соединения электродов, производители внедрили между ними электрически нейтральный сепаратор. Изготовлен он из пористого сырья и не блокирует циркуляцию жидкости.

какой принцип работы автомобильного аккумулятора

Гальванические элементы, количество которых обычно достигает 6 штук, внутри батареи соединены между собой установленными свинцовыми перемычками. Подобная методика сборки применяется практически всеми производителями.

Внешний корпус оснащен парой контактов (клеммами), к которым подводится основная автомобильная цепь. Стоит учитывать, что выводы промаркированы, чтобы исключить неправильное подключение.

Целостность обеспечивается единым корпусом, внутри которого элементы прочно закреплены. Длительный срок эксплуатации обеспечивается благодаря высоким эксплуатационным характеристикам:

  • стойкость к воздействию агрессивных химикатов;
  • влагонепроницаемость;
  • устойчивость к температурным перепадам;
  • способность противостоять механическим воздействиям.

Современные АКБ чаще всего обладают неразборным герметичным блоком. Для разборных конструкций характерным признаком является наличие пробок, через которые получится доливать при необходимости электролит.

Эксплуатационные характеристики

Знание характеристик помогает правильно использовать электрооборудование и продлевать его ресурс. К основным эксплуатационным параметрам относятся такие факторы:

  • Емкость. Ее значение указывается в Ампер*часах и определяет, какое количество энергии может вмещать и отдавать батарея. Выяснить реальное значение для нового прибора можно по надписи на корпусе, а для старых АКБ реальную емкость удастся определить с помощью нагрузочной вилки либо иными автономными приборами. Желательно проводить тестирование регулярно, чтобы контролировать текущее состояние.
  • Пусковой ток. Значение указано на корпусе. Автовладельцам рекомендуется поддерживать данный параметр в определенном интервале.
    какое устройство автомобильного аккумулятора
  • ЭДС. В некоторый момент времени электродвижущая сила показывает напряжение на выходных контактах. Проверять значение можно с помощью мультиметра. Для поддержания ЭДС потребуется контролировать плотность электролита.
  • Сопротивление. Значение для автомобильных АКБ является несущественным. Зависит от окружающей температуры, состояния свинцовых электродов, заряда и пр.
  • Полярность. Параметр зависит от расположения клемм. В европейских моделях батарей применяется «обратная», а в отечественных – «прямая» полярность.
  • Срок хранения и эксплуатации. Узнать сроки можно из технической документации. Продлить период бесперебойной работы помогает соблюдение правил, установленных производителем.

Для каждой марки автомобиля необходимо выбирать свой источник питания с параметрами, указанными автопроизводителями. Это обеспечит правильную длительную и бесперебойную работы электроприборов-потребителей.

Работа аккумулятора

При подключении АКБ к бортовой сети, запускаются в работу различные системы и приборы. В это время внутри батареи протекают определенные процессы, помогающие раскрыть принцип работы автомобильного аккумулятора.

Читайте также:  Чем смазать клеммы аккумулятора чтобы не окислялись

Свинец, из которого изготовлены электроды, вступает в химическую реакцию с серной кислотой, растворенной в электролите. Результатом является образование сульфата свинца. Так как увеличивается из-за этого процентное содержание воды, то автоматически снижается плотность электролита.

После подключения кислотной батареи к зарядной установке вода постепенно испаряется, что поднимает значение плотности. Не все процессы удается восстановить, так как при образовании сульфата свинца происходит постепенное разрушение пластин. Толщина образуемого слоя на пластинах зависит от количества отдаваемой энергии.

Допускать длительную разрядку не стоит. Образуемый налет из сульфата оказывает негативное влияние на объем вырабатываемой энергии.

какая расшифровка АКБ

Зарядка осуществляется как от штатного генератора, так и от внешних сетевых электроприборов, запитанных от бытовой сети 220 В. Во время подзарядки от розетки необходимо контролировать температуру прибора, величину входного напряжения и тока.

Правила эксплуатации автомобильной АКБ

Грамотная работа с электроприбором помогает обеспечить безопасность пользователя и повышает его ресурс. Существуют общие правила эксплуатации такого оборудования:

  • Не стоит допускать полной разрядки. Оптимальный рабочий режим подразумевает перманентную подзарядку. Когда не удается исключить полный разряд, потребуется незамедлительно подключить к клеммам питание для зарядки, иначе вскоре произойдет стремительное падение емкости.
  • Важно обеспечить от заряжающих устройств подачу напряжения в пределах 13–14 В. Для автомобильных батарей текущий вольтаж не стоит снижать менее 10,5 В.
  • Включение на длительный срок приборов-потребителей при выключенном моторе способствует быстрой разрядке АКБ. Нужно контролировать включение света, магнитолы или приборов кондиционирования на стоянке или в гараже.
  • Избавиться от саморазряда помогает правильный уход за источником питания. На клеммах исключается окисление или загрязнение.
  • Нежелательными являются вибрации. При частых поездках по неровным дорогам требуется проверять крепление корпуса к рамке.
  • Процесс обслуживания и ухода должен начинаться с отключения «массы» от бортовой сети. Далее можно проводить манипуляции.
  • Не рекомендуется оставлять полностью либо частично разряженный прибор при отрицательных температурах, так как существенно повышается риск замерзания электролита и разрушения корпуса банок.

При необходимости батарею стоит отправить в сервисный центр. Там проведут ее тщательную диагностику и при необходимости ремонт либо обслуживание.

Интересное по теме:
загрузка...

Оставить комментарий

1 × четыре =