Главная » Электрооборудование » Вы читаете статью:

Бесконтактное зажигание ВАЗ-2106

На российских дорогах встречается все еще большое количество давно не выпускаемых вазовских «шестерок». Этот продукт отечественного автопрома пользуется популярностью у автомобилистов. Владельцы не боятся экспериментировать с тюнингом, совершенствуя четырехколесного друга.

Одной из фишек для усовершенствования конструкции является установленное электронное зажигание на ВАЗ-2106. Это позволяет передать функции искрообразования электронике. Процесс переделки доступен практически всем желающим. Проводят его многие самостоятельно в гаражных условиях.

Аргументы в пользу переоборудования

Даже начинающие автомобилисты, разбирающиеся в конструкции автомобиля, знают, мировые производители еще с восьмидесятых годов перестали оснащать свои автомобили системами искрообразования, включающими в себя контактно-кулачковые узлы. Российский автопром сделал это уже в девяностых.

как выставить зажигание электронное на ВАЗ-2106

Подобные манипуляции были связаны с тем, что контактные системы имели множество недостатков. Нередко проскакивающая искра создавала подгорание, что впоследствии требовало чистки контактов для восстановления работоспособности. Узел имел ограниченный ресурс, поэтому через каждые 15-20 тыс. км изношенные части нуждались в замене.

Слабым звеном в модуле оказывался подшипник. Довольно быстрая его выработка становилась причиной нестабильной работы двигателя. Предназначенный для балансировки грузик быстро растягивал пружинку, на которой фиксировался.

Подобная схема приносила множество неудобств владельцам «классики». В результате разбалансировки системы не только повышался расход топлива, но и снижалась эффективность работы ДВС из-за падения мощности при слабом искрообразовании на свечах.

Важно знать, что бесконтактное зажигание ВАЗ-2106 лишено большинства недостатков контактных систем, а также обеспечивает стабильное и долговечное искрообразование.

Для ранних моделей БКЗ слабым узлом считался коммутатор, который при выходе из строя не подлежал ремонту, а требовал замены. В более поздних образцах узел получил усовершенствования, что позитивно сказалось на увеличении надежности.

Как работает бесконтактная система

Прежде чем заниматься монтажными/демонтажными работами, необходимо знать принцип действия узла и его составные элементы. К ним относятся:

  • Внутри главного распределителя зажигания оптический датчик Холла. Кроме него, обязательным является присутствие бегунка, оснащенного подвижным контактом и вакуумного привода, применяемого для коррекции угла опережения.
  • Обязательным атрибутом служит катушка, в которой на первичной обмотке используется толстый провод с небольшим числом витков. Вторичная обмотка сформирована из проводки малого диаметра и большого числа витков.
  • Для соединения трамблера со свечами зажигания задействованы мощные высоковольтные кабели.
  • Коммутатор представлен в виде электронного блока, в котором используется радиатор, выполняющий дополнительную функцию в качестве элемента крепления.

Контактные системы не имели фотоэлектрического датчика. Его функционал возлагался на контактную группу. Коммутатор отсутствовал вовсе в старых «шестерках».

В новых узлах используется реле замка зажигания для соединения первого контакта катушки с контактами на генераторе. У второго контакта зажигания цель – соединение с блоком управления. С трамблером соединен высоковольтный провод, а также имеется вывод на свечи и коммутатор.

Алгоритм работы состоит из таких пунктов:

  • Как только водитель в салоне проворачивает ключ в зажигании, к первичной обмотке поступает напряжение 12 V, что приводит к формированию электромагнитного поля.
  • Коленвал начинает вращение, и один из поршней достигает верхней мертвой точки. В этот момент срабатывает оптический и дает импульс на коммутатор, который на непродолжительный период разрывает цепь источника тока (АКБ либо генератора) и катушки.
  • После обрыва цепи на вторичной обмотке формируется импульс, напряжение которого может быть в пределах 21-23 кВ. Его передача осуществляется на бегунок трамблера по кабелю с крупным сечением.
  • На свечу, располагающуюся в цилиндре с поршнем в верхней мертвой точке, отправляется импульс. Это стимулирует мощное искрообразование на контактах и приводит к воспламенению топливовоздушной смеси внутри камеры.
Читайте также:  Простое зарядное устройство для аккумулятора своими руками

Вращение коленвала синхронизировано с валом распределителя через шестеренчатую передачу. Как только один из поршней в очередной раз достигает ВМТ, то цикл повторяется, но уже с другой свечой. Отличием старых систем является использование специального кулачка на валу, который жал на контактную группу.

Правильный выбор комплекта для замены

Перед тем как выставить электронное зажигание на ВАЗ-2106, необходимо знать, что эти модели автомобилей комплектовались разными по объему двигателями: 1,3 л, 1,5 л и 1,6 л. Это вынуждает подбирать соответствующий трамблер для каждого типа ДВС.

Необходимо знать, что для силовой установки 1,3 л «шестерки», использовался распределитель с более коротким валом, чем для двух других разновидностей моторов.

В комплектации БКЗ присутствует такой набор:

  • распределитель зажигания соответствующих параметров (для укороченного вала нужен № 38.3706–01, а для нормального вала необходим трамблер № 38.37061);
  • набор соединительных кабелей;
  • электронный управляющий блок с нумерацией 36.3734 либо 3620.3734, соответственно;
  • высоковольтная катушка 27.3705.

При покупке рекомендуем обратить внимание, для каких автомобилей предназначен трамблер. Визуально узлы для «шестерки» и «Нивы 2121» достаточно похожи. Однако имеют разные технические характеристики, поэтому не являются взаимозаменяемыми. Для деталей «Нивы» применяются иные маркировки: 3810.3706, 38.3706–10 или 038.3706–10.

как установить электронное зажигание на ВАЗ-2106

Предпочтительным производителем таких комплектов в нашей стране является бренд СОАТЭ из Старого Оскола. К такому набору потребуются качественные свечи зажигания А-17ДВР, приобретаемые отдельно. В основной комплект они не входят. Многие автомобилисты также проводят замену высоковольтных кабелей.

Подготовительные мероприятия

Демонтаж контактного и установка электронного зажигания ВАЗ-2106 не требуют специального оборудования. Вполне можно обойтись набором инструментов, который имеется практически в каждом гараже. В работе потребуется следующий комплект:

  • пара отверток средних размеров (крестовая и плоская);
  • плоскогубцы или пассатижи;
  • рожковый ключ на 13 или маленький разводной ключ;
  • ключ для вращения коленвала;
  • дрель с небольшим сверлом.

Дрелью потребуется делать отверстия под саморезы. С их помощью будет удерживаться коммутатор. Дрель подойдет любого типа: ручная механическая, на аккумуляторах или проводная от сети.

К подготовительным мероприятиям относится отсоединение АКБ от питания бортовой сети. Потребуется удалить провода от свечей и крышки распределителя, а также выкрутить все свечи.

Необходимо провернуть коленвал до такой степени, чтобы поршень в первом цилиндре поднялся в максимальное положение – верхнюю мертвую точку. Проконтролировать это удастся по тому, что на шкиве, прикрепленном к хвостовику коленвала, имеется длинная риска. Она должна стать напротив отметки на корпусе.

Не у всех автомобилистов удается найти подходящий ключ для вращения коленчатого вала. Выйти из положения поможет обратная методика. Для этого поддомкраченное заднее колесо вращаем вручную. Предварительно блокируем машину противооткатами и включаем КПП 4-ю либо 5-ю передачу.

Самостоятельно выставляем зажигание

Чтобы освободить место для новой системы, необходимо избавиться от старого типа зажигания. Для этого откидываем высоковольтные провода, подходящие к катушке. После снятия крышки нужно записать или зарисовать позицию, в которой оказался бегунок. Некоторые водители отмечают его положение мелом, маркером или простым карандашом на клапанной крышке.

где взять электронное зажигание на ВАЗ-2106

Вакуумную трубу, идущую от карбюратора, откидываем от трамблера. Остается открутить гайку на 13 и снять ее с блока цилиндров. Далее откручиваем гайки контактов катушки и избавляемся от проводки, предварительно зарисовав схему подключения жил от реле зажигания. Катушку можно убрать в сторону.

Важно знать, что между посадочной площадкой на блоке и трамблером располагается специальная прокладка, которую не стоит терять в процессе работы.

После тщательной разборки необходимо знать, как установить электронное зажигание на ВАЗ-2106. Для этого рекомендуем воспользоваться следующим алгоритмом:

  • Переставляем прокладку от классической модели распределителя под новую модель. Переводим бегунок в условленную позицию, отмеченную заранее на корпусе. Устанавливаем вал распределителя в посадочное гнездо и фиксируем не слишком сильно гайкой. В последующем нужно будет ее отпускать для регулировок.
  • На свечах контролируем наличие зазора в пределах 0,8-0,9 мм, и дальше вкручиваем их в блок. Возвращаем крышку распределителя на свое место, соединяем проводку, согласно нумерации цилиндров (цифры указаны на крышке).
  • Вместо старой катушки закрепляем новую. Если на ней предусмотрен другой порядок нумерации, то придется ослабить хомут и установить деталь на 180 градусов.
  • Для крепления коммутатора нужно удалить омывательный бачок и в лонжероне высверлить отверстия под пару саморезов. Важно монтировать электронные детали выше бака, чтобы избежать заливания жидкостями.
  • По установленной электрической схеме осуществляем монтаж катушки, трамблера и электронного блока. Разъем от коммутатора выводим на колодку распределителя, а на высоковольтную катушку – проводку с обозначениями «К» и «Б». Стоит также вернуть жилы от старой катушки на свои позиции.
  • Возвращаем вакуумную трубку, отходящую от карбюратора, к штуцеру мембранного узла.
Читайте также:  Как подобрать АКБ по марке автомобиля

Если вам попалась машина более позднего выпуска, то на лонжероне уже с автозавода будут иметься отверстия для крепления коммутатора. Их можно обнаружить слева.

Настройка зажигания

Автомобилисты, которые провели все операции правильно, смогут практически сразу запустить мотор без особых наладок. Двигатель должен запуститься без проблем. Необходимо прогреть мотор в течение нескольких минут, слегка погазовать педалью и далее переходить к донастройкам зажигания.

Если силовая установка молчит, то проконтролируйте соединение высоковольтных кабелей. Крышка, скорее всего, стоит не правильно, поэтому ее следует переставить на 180 градусов. Тогда электрический импульс станет отправляться к нужному цилиндру (тому, в котором поршень стоит в ВМТ).

Опытные водители настроечные мероприятия проводят на слух или с помощью стробоскопа. В первом случае действуют по плану:

  • На работающем ДВС ослабляем гайку фиксации распределителя.
  • Слегка прокручиваем его по часовой стрелке и против нее на угол, не более 15 градусов. Необходимо добиться стабильной работы мотора.
  • В наиболее приемлемой позиции фиксируем гайку.

Стробоскоп даст более точный результат. Его принято подключать к автомобильной АКБ и высоковольтному проводу первого цилиндра. Прибор помогает на запущенном двигателе увидеть позицию риски, расположенной на шкиве. Для регулировки потребуется ослабить крепление трамблера и вращением обеспечить совмещение риски с крайней меткой на корпусе.

По завершении регулировок желательно протестировать работу машины во время езды. Делать это нужно на разных режимах. Если ощущаются детонации от раннего зажигания, то необходимо ослабить крепление и провернуть на 1-2 градуса по часовой стрелке. Посторонние шумы обязаны исчезнуть.

Заключение

Необходимо учитывать, что в отдельных случаях после установки бесконтактного зажигания растут обороты на холостом ходу. Виной этому служит хорошее искрообразование. Для уменьшения в карбюраторах используют винт количества топлива.

Интересное по теме:
загрузка...

Оставить комментарий

16 − 3 =