Максимальная защита кузова от коррозии существенно продлевает срок эксплуатации автомобиля. При этом разные компании применяют для своей продукции различные технологии. Наиболее действенным способом является оцинковка кузова.
Разобраться, какая из машин обладает лучшей защитой, помогает список автомобилей с оцинкованными кузовами. В детальном перечне присутствуют как иностранные модели авто, так и продукция отечественного автопрома.
Содержание
Использование цинка
Минимизировать воздействие внешних агрессивных факторов среды (влага, температура, химическое воздействие и пр.) помогает цинкование. Данный способ обработки подразумевает нанесение защитного покрытия с определенными химическими элементами на стальную заготовку или прокат.
Важно знать, что около 40% добываемого в мире цинка используется в составе различных защитных покрытий металлических изделий.
Благодаря такому материалу автокомпании могут выпускать машины, которые не гниют. Это связано с тем, что химический элемент быстро и легко формирует защитную оксидную пленку, которая в большинстве случаев оказывается нейтральной ко многим веществам. Таким образом блокируется доступ активных реагентов, вступающих в химическую реакцию с железом и образующих коррозионные очаги.
Разница химических потенциалов Fe и Zn инициирует электрохимическую защиту. В этой ситуации второй элемент выступает протектором, что позволяет оттеснить возможные коррозионные реакции в зону защитного слоя, не вовлекая в процесс основной материал. Стоит учитывать, что под защиту попадают даже те области, которые не обработаны снаружи.
Машины с оцинкованным кузовом обладают возможностью частичной регенерации, так как разность потенциалов способствует переносу отдельных атомов из области Zn в область Fe. Это приводит к восстановлению мелких дефектов. В результате соблюдения всех производственных циклов удается получить авто, на которые может распространяться уверенная гарантия от производителя в пределах 5–15 лет. Поверхность получает слой в 0,85–6,0 мкм.
Современные технологии
Некоторые автокомпании, выпускающие машины, на которых используется защита из цинка, уверяют, что их транспорт не поддается воздействию коррозии до трех десятков лет. Более детальные характеристики зависят от методики, которую применяют производители.
Автогиганты взяли на вооружении определенные технологии. Самыми популярными являются горячее либо холодное оцинкование, использование гальваники и применение цинкометалла.
Термоцинкование
Данная технология известна ученым еще с середины XVIII века. Железную заготовку окунают в емкость с расплавом. Метод актуален для изделий со сложными поверхностями. Интенсивному взаимному проникновению химических элементов способствует высокая адгезия, что обеспечивает надежное сцепление защитного слоя и основы. В качестве барьера служит оксидная пленка.
Обеспечивается прирост прочности обработанных участков до 50%. Хороший слой образуется на скрытых поверхностях. Простота автоматизации и минимальная длительность процедуры являются преимуществами данного метода обработки. Покрытие не оказывает негативных влияний на электро- и теплопроводность заготовки.
Недостатками являются высокая затратность производства и большие энергозатраты. При механической обработке будет нарушаться защитный слой. Узнать, какие машины не гниют по кузову и обработаны по технологии горячего цинкования, достаточно просто. Ведь большинство машин VW Group и Audi прошло через такой процесс.
Гальваническое цинкование
Во время обработки наносится тонкий слой цинка посредством электролитов и тока. С помощью такого состава удается добиться слоя в 2-40 мкм. Процесс подразумевает задействование в качестве катода металлической конструкции, а анодом послужит электрод из цинкосодержащих компонентов.
В растворе протекает ток с плотностью до 5 ампер на 1 дм2. Атомы цинка постепенно перетекают на катод, растворяя анод, что позволяет проводить обработку сложных по конфигурации изделий. Обеспечивается высокая производительность и образуется слой 9–15 мкм с точной дозировкой.
Недостаток заключается в том, что глубина проникновения меньше, чем в предыдущем случае. Могут проявляться побочные явления, вызывающие хрупкость материала. Также процесс неэкологичен, так как образуются ядовитые пары.
Холодное цинкование
В этом случае в список оцинкованных автомобилей попадут модели, на поверхность которых наносился слой с цинкосодержащим составом. Он защитит от коррозионных процессов.
Положительными факторами являются невысокая себестоимость, низкие энергозатратные характеристики, относительная простота нанесения (фактически как лакокрасочное покрытие). Экологические параметры довольно привлекательны.
Важно знать, что обработка может быть как полной, так и частичной – применяемой для отдельных элементов.
Однако к минусам относится меньшая устойчивость к механическому воздействию и затрудненная обработка скрытых полостей. Также требуется высококачественный состав первоначальных компонентов.
Цинкометалл
Некоторые компании используют не последующую обработку, а предварительную. Цинкованию подвергается металл на стадии проката. В процессе производства применяются органические полимеры или неорганические составляющие, в которых присутствует цинк.
Не все знают, как узнать кузов оцинкованный или нет. Для этого достаточно заглянуть на сайт автокомпании, чтобы уточнить методику производства определенной модели авто. Цинкометалл применяют в своих машинах многие корейские автокомпании:
- Kia Bongo;
- Kia Ceed;
- Kia Rio и пр.
Однако данная методика на практике уступает гальванической и горячей обработке. Ее взяли на вооружение производители бюджетных машин. Таким образом, они могут по праву писать в своих релизах о таком способе защиты кузова. Скачать список многих оцинкованных машин с указанием применяемых технологий обработки кузова можно по ссылке.