В качестве альтернативы популярному седану автомобильными инженерами были разработаны иные типы кузовов, успевшие за время своего существования завоевать любовь водителей. Одним из таких вариантов является хэтчбек. Он достаточно популярен среди зарубежных автолюбителей. О том, что такое хэтчбек, пойдет речь далее.
Особенности типа кузова
Длительное время в нашей стране среди автомобилей пальма первенства принадлежала седанам. Этот типа машин специалисты называют трехобъемными, так как авто обладают тремя практически независимыми друг от друга пространствами:
- передняя часть — моторный отсек;
- центральная часть — пассажирский салон;
- задняя часть — багажная зона.
В таком варианте выпускались популярные модели в нашей стране. Иногда ряд разбавлялся универсалами, в которых багажная зона увеличивалась за счет удлинения крыши.
Не все знают про хэтчбек, что это такое транспортное средство, отличающееся от седана не только формой кузова, но и параметрами свесов. Они значительно меньше, чем у трехобъемника.
Еще одной отличительной чертой для hatchback является наличие задней двери. В большинстве случаев она является пятой по счету, реже – третьей. Подобной особенностью могут похвастаться также некоторые другие типы кузовов, например, универсалы, лифтбеки, микровены.
Важно знать, что производители устанавливают дополнительную дверь сзади таким образом, чтобы она не распахивалась традиционно, а открывалась вверх.
Вариаций на данную дизайнерскую и конструкционную тему автокомпании предоставляют множество. Благодаря таким экспериментам по мировым дорогам встречаются, кроме лифтбеков, иные формы кузовов:
- фастбеки – обладают покатой линией крыши;
- каммбеки – имеют вертикальный свес пятой двери;
- нотчбэки – американские машины, у которых слабо выражен третий объем.
Типичными представителями кузова hatchback являются Матизы, Ярисы или Пиканто. Родной формой авто этот тип является для отечественной Оки.
История создания
Родоначальников, использующих преимущества данного типа кузова первыми среди конкурентов, выделить достаточно проблематично. Однако, за основоположников принято считать французскую компанию Citroën. В 40-е годы прошлого века она выпустила модельный ряд со специфическими характеристиками.
Легковушки европейской автокомпании обладала почти всеми параметрами седана. Особенность заключалась в наличии люка сзади. Водители не сразу оценили преимущества такого формата авто. Популяризатором формы кузова стал концерн Кайзер, выкупивший права на выпуск и запустивший свои серии Кайзер Трэвелер и Фрэзер Вагабонд.
В азиатском регионе законодателем мод оказалась Япония. В этой стране также начали выпускать хэтчбек (это что значит, местные автомобилисты разобрались позже).
Одним из эталонов такого типа кузова стала Renault 16. Ее не снимали с производства более двух десятилетий, включая начало 80-х годов XX века. Она рассматривалась как конкурент Fiat 124.
Позитив и негатив
Машины с пятой дверью и коротким задним свесом оказываются чаще всего в семейных гаражах. Это связано с их бо́льшей грузоподъемностью, чем у седанов и меньшей громоздкостью, чем универсалы.
К плюсам таких авто относятся отличная маневренность в городских условиях. Этому способствуют оптимальные габариты. Также двухобъемниики обладают хорошей обзорностью назад за счет большой площади остекления. Подобная конструкция наделена увеличенным объемом багажного отсека, что позитивно сказывается на удобстве перевозок габаритных грузов.
Одним из главных недостатков пользователи называют более затратное отопление салона в холодное время года, так как требуется нагреть бо́льшее пространство. Если в багажнике присутствует неприятный запах, то он легко проникает в центральный салон. Увеличение багажной зоны в некоторых моделях авто производится инженерами за счет отбора пространств у задних пассажиров.
Стоит знать, что означает слово хэтчбек. Оно происходит от слияния двух слов hatch – люк и back – спина.