Современные условия позволяют использовать новые технологии для надежного сопряжения металлических поверхностей. Одним из способов создания прочного контакта является известная многим автомобилистам холодная сварка для металла, инструкция по которой не предполагает высокотемпературного воздействия на место соединения поверхностей. Надежная стыковка осуществляется благодаря высокой пластичности технологической массы и взаимному проникновению частиц между веществами.
Содержание
Особенности химического состава
Чтобы понять, что такое холодная сварка, необходимо знать о нескольких вариантах ее исполнения. На рынке присутствует однокомпонентный или двухкомпонентный состав. В качестве базовых составляющих в клей для металла входят такие материалы:
- обеспечить максимальную однородность и пластичность помогают эпоксидные смолы;
- главным наполнителем выступает металлосодержащая масса;
- в качестве добавочных компонентов служит сера и иные химические соединения.
Композитный клеевой состав получает свои скрепляющие свойства только после небольшой непродолжительной деформации, которая слегка поднимает его температуру. Допустимая прочность стыка зависит от качества входящих в состав компонентов, от правильности приготовления его для использования и от степени подготовленности стыковочных поверхностей.
Важно знать, что в идеальных условиях стыковочная область может превышать по степени прочности соединяемые материалы, при этом стоит учесть, что на практике подобный шов окажется менее стойким, чем результат от классической высокотемпературной сварки.
Исходя из физических характеристик, применение холодной сварки актуально в большей степени для решения проблем на непродолжительный период. Для силовых стыков, крупного ремонта и на долгое время домашние мастера предпочитают искать более оптимальные способы ремонта.
Термические параметры процесса
Производитель самостоятельно устанавливает, какую температуру может выдержать холодная сварка. На это оказывает влияние химический состав продукта. В инструкции по применению обычно описывается химсостав и внешние условия, при которых обеспечивается максимальная прочность полученного шва.
Для недорогих средств верхний температурный предел традиционно лимитирован 260С. Однако, наибольшей прочности удастся достичь при соблюдении технологии применения.
Важно знать, задействовать для ремонта металлических изделий материалы с низкотемпературными характеристиками стоит в тех случаях, когда изделие будет эксплуатироваться в дальнейшем при невысокой температуре.
На рынке представлены составы нового типа сварки, способные сопротивляться температуре до 1300С. Такая высокотемпературная холодная сварка применяется в местах, где традиционный метод сваривания применить не удастся по разным причинам.
Разнообразие типов
Перед тем как пользоваться холодной сваркой для металла, необходимо определиться с ее типами. Среди отечественных и зарубежных брендов удастся встретить такие разновидности композитных клеевых материалов:
- Шовный тип. Актуален для заделки корпусных элементов, придания им герметичности, а также для обработки тонкостенных изделий.
- Точечный тип. Используется при сварке медных либо алюминиевых шин, стыковке медных накладок с алюминиевой проводкой, приделыванию ручек к кастрюле из алюминиевых сплавов, для ремонта охладителей (радиаторов) с большим числом ребер, применяемых в электрооборудовании.
- Стыковой тип. Задействуется для стыковки концов проводки либо формирования колец.
- Тавровый тип. Может применяться для надежного свода латунных шпилек с выводами из алюминиевых сплавов в трансформаторных обмотках, тавровых и угловых шинопроводов электровоза.
- Сваривание сдвигом. Место применения – стыки патрубков водоснабжения или отопления, а также переходки линий ж/д передач.
На прилавках вариации сварки не только в пластичном виде, как пластилин, но и в жидкой консистенции. Во втором случае используется обязательный дополнительный компонент – отвердитель.
Существует дифференциация по целевому назначению. Составы делятся на виды:
- работа с металлом – в полимерный состав входят металлические частички, помогающие стыковать разные типы металлов;
- автомобильные составы – востребованы для автомобилистов и включают в себя также металлические элементы;
- универсальные средства – задействуются при сопряжении разных поверхностей, к которым могут относиться как дерево, металл либо полимерные структуры (недостаток заключается в слабой степени соединения);
- спецсоставы – специализированные химические формулы предназначены для различных экстремальных типов работ, например, для сварки непосредственно под водой и пр.
Отличие между видами заключается и в цене на холодную сварку.
Способ использования
Самостоятельно применять в быту клеевые полимерные соединения для металлов не составит труда. Необходимые инструменты и материалы обычно идут в комплекте с составом, а подробная инструкция расписана на упаковке. Для работы понадобится набор:
- сварочный клей;
- обезжириватель, в роли которого может выступать любой растворитель;
- зажимы по необходимости;
- мелкая наждачка для зачистки поверхности.
Пошаговый алгоритм для применения холодной сварки состоит из пунктов:
- Подготавливаются сопрягаемые поверхности. Для этого их зачищают наждачной бумагой и после обезжиривают растворителем. От качества исполнения первичных операций будет зависеть итоговый результат.
- Перед непосредственной работой с компонентами холодной сварки рекомендуем смочить руки водой, так как некоторые составы могут прилипать и нарушать пропорции используемых компонентов.
- Для двухкомпонентных составов отмеряем пропорции и смешиваем основной клей с отвердителем по инструкции. Стоит учитывать, что на данной стадии состав может нагреваться от происходящих химических процессов внутри.
- С приготовленной субстанцией работаем быстро, так как спустя две–три минуты она затвердеет и примет окончательную форму.
- Удобство работы обеспечивается благодаря предварительной фиксации пары элементов специальными зажимами.
- Оставляем в покое основу и приваренную деталь на период, указанный в инструкции, до полного высыхания. Обычно хватает 1–8 часов, после чего допускаются последующие операции, например, шпаклевка или окрашивание.
Важно знать, что пользователь должен четко следовать инструкции по эксплуатации холодной сварки, чтобы обеспечить максимальную твердость готового шва.
Актуальные рекомендации
Отличным подспорьем для автомобилистов является быстрая низкотемпературная сварка. В пути могут случаться разные неприятности, например, пробит радиатор или потек бензобак. Решить такие проблемы удается достаточно быстро без дорогостоящей замены деталей.
Выявить проблемную область, через которую из радиатора уходит охлаждающая жидкость, поможет продувка компрессором. Появившаяся утечка сразу станет заметной. Добравшись до нужного участка, обработаем его и наносим состав клея.
Использовать холодную сварку для высоконагруженных участков в течение длительного периода не стоит, так как на такую эксплуатацию она не рассчитана. Важно подобрать и температурный рабочий режим для ремонтируемого узла, чтобы впоследствии обработанное отверстие не разгерметизировалось повторно.