Количество автомобилей с автоматическими коробками передач регулярно увеличивается на наших дорогах. Таким машинам отдают предпочтение не только неискушенные в вождении новички, желающие получить максимум комфорта, но и опытные автомобилисты с большим стажем. Согласно статистике транспорт с АКПП значительно реже оказывается виновником ДТП, так как автовладельцу не приходится отвлекаться на лишние манипуляции, а удается четко выполнять важные операции в экстренных ситуациях.
Обратной стороной простоты управления автомобиля является то, что владельцы машин с «автоматом» не всегда досконально вникают в правила эксплуатации и зачастую не знакомы с ограничениями, которые накладывает имеющаяся в авто трансмиссия. Когда случаются неприятности на дороге, то нужно знать, можно ли буксировать машину с автоматической коробкой передач. Практика показывает, что потребность в такой транспортировке – не такое редкое событие, как может показаться.
Основные различия между «механикой» и «автоматом»
Действующие правила дорожного движения достаточно четко регулируют требования к автомобилям, которые участвуют в буксировке. Это относится как к транспорту с ручным переключением ступеней, так и к автомобилям, в которых трансмиссия самостоятельно выбирает оптимальное передаточное число.
Обязательным условием для движения буксировочного авто является техническая исправность ТС и включенный ближний свет. Машина, которую буксируют, должна удовлетворять таким факторам:
- в авто включается аварийная световая сигнализация;
- рулевое управление должно быть в исправном состоянии;
- тормоза обязаны работать стабильно без сбоев.
Когда используется жесткая сцепка, рекомендуем ее проверить предварительно. Важно также ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к конкретному авто. Документация может однозначно подсказать, можно ли буксировать автомобиль с коробкой автомат данной модели, ведь в некоторых случаях процесс недопустим конструкционно. В подобных случаях придется воспользоваться услугами эвакуатора.
Тянуть на сцепке авто с МКПП значительно проще, чем выполнять аналогичную операцию с транспортом, оснащенным более современными КПП, к которым относятся «автоматы», вариаторы или роботизированные коробки. К «механике» применяют существенно меньше ограничений.
Важно знать, что тащить на тросе машину на автомате можно на скорости, не более 50 км/ч
Соблюдение скоростного режима позволяет повысить безопасность участников событий и минимизировать риски возникновения дорожных происшествий. Для таких автомобилей лимитируется дистанция, на которую допустимо транспортировать авто подобным образом. Так как буксировать машину с коробкой автомат с неработающим двигателем по убеждению автопроизводителей не желательно на удаление более 40 км, то стоит к данному совету прислушаться.
Если же в машине мотор может запускаться, то такое ТС можно тянуть и далее сорокакилометрового отрезка. Лимит повышается благодаря тому, что функционирует масляный насос, что позволяет создавать необходимое рабочее давление масла, достаточное для полноценной работы тормозов и рулевого гидроусилителя. Исключением в такой ситуации являются машины, у которых имеются очевидные поломки КПП.
Во время буксировки «автоматов» важно снизить нагрузку на передачи. Для этого необходимо перевести ручку переключателя в нейтральную позицию, обозначенную символом «N».
Техническая сторона процесса
Свои особенности имеются во время подтягивания машин с вариаторами, являющимися разновидностями автоматических трансмиссий. Обязательными являются такие условия:
- рычаг переключения режимов переводим в позицию «N»;
- силовая установка должна быть запущена;
- в процессе недопустимо превышать скоростной режим выше 50 км/ч;
- дальность транспортировки лимитирована 50 км.
Стоит учитывать, что тащить проблемную машину приходится как с трассы, так и по городским улицам. В населенных пунктах часто приходится пересекать перекрестки, а на них не рекомендуем переключать режимы селектора, например, из позиции «D» в позицию «N». В противном случае будет резко меняться давление в гидроблоке, что способствует скорому износу.
Когда водитель во второй машине переводит ручку переключателя в «Паркинг», то нужно также подтягивать стояночный тормоз. Это особенно важно соблюдать для машин, располагающихся на уклоне. Те, кто этого не делают, рискуют скатиться вниз, ведь фиксатор шестеренок в КПП может оборваться в любой момент.
Опытные специалисты не рекомендуют стартовать в прохладную погоду сразу же после того, как завели мотор. Перед тем как тащить на буксире машину с коробкой автомат, необходимо дать несколько минут на прогрев систем и доведение в них давления до рабочих значений.
Определенные условия вождения могут потребовать переключение с режима драйв «D» на режим задней скорости «R». Делать это можно лишь при полной остановке машины. В ином случае будет снижаться эксплуатационный ресурс установленных в коробке фрикционов и гидроблоков.
Водитель буксирующего транспорта должен трогаться, менять скоростной режим (ускорение/торможение) и проводить любые маневры максимально плавно. Предпочтительней избегать режима «кик-даун», и параллельно нужно блокировать самостоятельное переключение коробки на повышенные ступени. Для этого используется выход из режима «овердрайв».
Важно знать, что в то время, когда тянут по дороге машину с АКПП происходит существенное увеличение нагрузки гидротрансформатора, который используется в конструкции авто для передачи от мотора крутящего момента.
Значительная пробуксовка автомобиля провоцирует перегрев жидкости в гидротрансформаторе. Чрезмерное повышение температуры для ATF чревато потерей эксплуатационных характеристик. В результате возникает риск сбоев, проскальзывания фрикционов, снижения давления и быстрого износа КПП.