Главная » Разное » Вы читаете статью:

Система курсовой устойчивости: что это такое в автомобиле

Современные системы безопасности в автомобиле проходят постоянный путь усовершенствования с момента их широкого внедрения в серийное использование. Большинство из них разработано и первоначально внедрено в странах Западной Европы или Северной Америке. К ним относится ESP, что это такое в машине, разберем дальше.

Внедрение концепции в автопром

История начинается с патента 1959 г. Тогда еще никто не знал понятия «система курсовой устойчивости», что это такое, а модуль назывался управляющим устройством. Автором патента выступала авторитетная Daimler-Benz. После этого понадобилось почти 35 лет работы, чтобы внедрить разработку в реальные серийные автомобили. Хотя до этого были попытки внедрить на то время не такую совершенную и довольно громоздкую программу по стабилизации движения авто.

Начиная с 1995 года первыми, кто узнал, что такое ЕСП в автомобиле, стали владельцы стильного по тем временам купе Mercedes-Benz CL 600. Она в то время содержала в себе 11 разных элементов, в отличии от сегодняшней, где их число сократилось до четырех. Некоторое время спустя система стала обязательной для транспорта компании, имеющего классификацию SL и S.

как работает ESP в автомобиле

До 1998 года серийная установка осуществлялась и на авто класса «А», но машины часто отзывались компанией, так как опционный модуль вызывал определенные трудности. Спустя год, вернулось все к норме, и ESP вошла в базовую комплектацию большинства модельных классов.

Европейским фаворитом в производстве систем курсовой устойчивости по праву считается компания Bosch. Она внедряет свою продукцию на изделиях таких признанных мировых лидеров, как Volkswagen, Porsche, BMW, Audi и др.

Необходимо знать, что установка на автотранспорт блоков ESP с 2011 года является необходимой процедурой при выходе с конвейера новых авто в регионе Европейского Союза, Канаде и Соединенных Штатах.

Прежде чем объяснять работу системы курсовой устойчивости ESP, что это такое в автомобиле, необходимо разобраться с терминологией. Ведь ее еще называют системой динамической стабилизации. Также в различных мировых компаниях, занимающихся выпуском автотранспорта, используют собственные наработки в данной области и применяют персональное обозначение.

Встречаются разнообразные аббревиатуры автокомпаний для описания системы, которые мы расшифруем:

  • ESP (Electronic Stability Programme);
  • VDC (Vehicle Dynamic Control);
  • VSC (Vehicle Stability Control);
  • VSA (Vehicle Stability Assist);
  • DTSC (Dynamic Stability Traction Control);
  • ESC (Electronic Stability Control).

Если среди функций купленного автомобиля имеется одно из этих обозначений, то это является отличным сигналом для водителя.

Что такое ESP

На скользкой дороге машина ведет себя часто непредсказуемым образом. Не всегда даже опытный водитель способен своевременно реагировать на внешние негативные факторы. Транспорт способен уйти в занос. Далее он теряет контроль и снижается уровень его маневренности. Обеспечить устойчивость на трассе в подобном случае помогает ЕСП.

Читайте также:  Сколько стоит бензин в США

Основной задачей системы является создание условий для того, чтобы авто ехало туда, куда повернут руль. Занос при этом исключается. В работе модуля используется множество датчиков. В их задачу входит отслеживание направления перемещения ТС исходя из положения руля и степени нажатия на педаль газа. Также блок управления обрабатывает полученные данные, касающиеся боковых ускорений и текущей ориентации возможного заноса.

Курсовая устойчивость помогает водителю во время случайной неординарной ситуации, так как работает ESP в автомобиле, держа под контролем динамику машины. Блокируется не только уход в занос, но и не допускаются боковые скольжения. Фактически система способствует выдерживанию установленного водителем курса, сохраняет траекторию текущего заданного маршрута и способствует стабилизации авто во время выполнения любого маневра.

ЕСП является актуальной для дорог с плохим покрытием, где риск ухода в неуправляемость существенно повышается. Зачастую ее именно так и называют – «противозаносная».

Как все устроено технически

Современная ESP относится к активным системам высокоуровневой безопасности. Она консолидирует в себе нескольких подсистем:

  • антиблоировочная ABS;
  • распределения тормозного усилия EBD;
  • антипробуксовочная ASR;
  • блокирование электроникой дифференциала EDS.

Исполнительным устройством является гидравлический модуль. Также обязательными атрибутами выступают синхронно настроенные датчики и блоки:

  • датчик курсовой устойчивости;
  • датчик вращения колес;
  • датчик, который мониторит угол поворота рулевого колеса;
  • гидравлический насос, через который подаются команды на магистрали колес;
  • электронный блок управления.

 

ЭБУ отправляет запросы и получает отзывы от датчиков около 30 раз в секунду. Данный модуль снимает дополнительные показания с датчика поворота руля и других датчиков управления. Если полученные параметры подпадают под определенные характеристики, то ЕСП переподчиняет под себя подачу бензина или дизтоплива, а также работу тормозов. Благодаря синхронности удается выровнять транспортное средство по направлению движения передних колес.

Необходимо знать, что на сегодня электроника подстраивается под действия водителя, а направляет переднюю ось человек, управляющий ТС. ESP лишь помогает ему добиться желаемого результата.

Читайте также:  Что такое одометр в автомобиле

Широкий функционал

В экстремальных условиях возможность влияния на тормоза иногда является решающим фактором в стабилизации ТС. Когда передняя ось начинает скользить в сторону, происходит принудительное включение задних тормозов. Блокируется именно то колесо, которое располагается внутри радиуса поворота. Благодаря такому состоянию передняя часть авто выравнивается и не сносится.

Случаются ситуации, когда сносится с трассы задняя ось в процессе поворота. ЕСП при таком событии блокирует только переднюю ось. Особенно это касается стороны, расположенной на внешнем радиусе поворота.

Существует обывательское неправильное мнение о том, что ESP мешает многим водителям управлять ТС. Утверждение в корне неверно, так как человек не сможет с такой высокой скоростью принимать решения и воплощать их в жизнь, как это делает электроника и гидравлика.

Важно! Разработчики внедренной методики уверяют, что отсутствуют ситуации на дороге, когда ЕСП способна отрицательно повлиять на сложившееся положение.

В некоторых случаях владельцы данного модуля могут расширить его возможности. Для этого предусмотрен набор прогрессивных опций:

  1. Электронные гидросистемы. Когда происходит резкое снятие давления с педали газа, то электроникой событие воспринимается как аварийное. Чтобы ускорить процесс тормозные колодки максимально приближаются к дискам.
  2. Тормозные диски с системой самоочистки. При проезде по лужам или во время непогоды на поверхности дисков образуется небольшой влажный налет, который способен снижать коэффициент трения между накладками и дисками. Периодически колодки по команде электроники самостоятельно снимают слой влаги.
  3. Функция «мягкой» остановки. Сервис способствует плавному снижению скорости ТС. Этому способствует снижение давления в гидроконтурах во время процесса торможения.
  4. Помощь в регулировке на неровном покрытии, расположенном под углом. Блокируется самовольное скатывание назад авто на склоне во время остановки.
  5. «Стоп-вперед». Опция является дополнением к круиз-контролю. Благодаря ей мониорится удаление от впереди едущего авто. Функция является комфортной для эксплуатации в пробках и в некоторых модификациях способна работать без водителя.
  6. Автоторможение при парковке. Является электроаналогом ручного тормоза. Для активации выжимают педаль до упора, а затем нажимают специальную кнопку, активирующую гидравлику.

Инженеры не останавливаются на разработках в данной области, поэтому система будет совершенствоваться и дальше. Автолюбителей, безусловно, это только радует.

Интересное по теме:
загрузка...

Оставить комментарий

4 × три =