Загрузка современных автомобильных дорог постоянно повышается из-за увеличения количества автотранспорта. В таком случае имеющиеся транспортные артерии и развязки не всегда справляются с объемным трафиком. Эта проблема, свойственная в недавнем прошлом лишь нескольким крупным городам, постепенно переходит в другие населенные пункты. Одним из достаточно эффективных и относительно недорогих решений является внедряемое реверсивное движение, что это такое опишем далее.
Содержание
Основные понятия и особенности
Основной целью внедрения данного типа регулирования транспортного потока является быстрая разгрузка заполненных полос за счет использования свободных полос. Также метод актуален при проведении ремонтных работ на определенных участках.
Реверсивным движением по действующим ПДД называть такую организацию трафика, при которой на конкретной полосе машины могут двигаться в разных направлениях в разное время суток (не одновременно).
Что такое реверсивное движение на дороге, понять можно из приведенного определения. Более детально пробовать методику могут пока жители ограниченного числа российских городов. Кроме двух столиц практикуются в подобной езде жители Новосибирска, Самары и екатеринбуржцы. Регулирование потока предполагается несколькими способами:
- с применением дорожной разметки;
- с использованием сигналов специальных светофоров;
- благодаря установленным дорожным знакам.
Каждый из вариантов обязательный для исполнения автомобилистами. Важно внимательно следить за дорожной инфраструктурой, чтобы своевременно заметить актуальное изменение ситуации на дороге.
Стоит учитывать, что отрезок пути, на котором введено обоюдное направление движения, относится к зоне с повышенной опасностью. Автомобилисту необходимо максимально сконцентрироваться на вождении, обращая внимание на окружающие знаки.
Особую осторожность следует проявлять при правом повороте, так как зачастую реверсивный отрезок финиширует справа. При выполнении правильного маневра для левого поворота водитель должен доехать до конца, а затем выполнить разворот. По окончании машина окажется в правом ряду.
Когда на пути происходит изменение цветового сигнала светофора, то каждый водитель должен перестроиться в правильную полосу без задержек. Игнорирование запрещающего сигнала провоцирует возникновение аварийной ситуации на дороге.
Использование дорожных спецзнаков
К одним из наиболее эффективных вариантов регулировки направлений трафика относятся дорожные знаки. Они обладают приоритетом по сравнению с другими применяемыми способами распределения движения, значит, в первую очередь нужно именно им уделять внимание.
На пути водителю попадаются такие обозначения:
- начало реверсивного отрезка чаще всего отмечается квадратным знаком 5.8, внутри которого на синем фоне располагается вертикальная белая двунаправленная стрелка;
- когда знак реверсивного движения имеет внутри перечеркнутую красной линией вертикальную стрелку, то с этой отметки заканчивается действие реверса;
- встречается указатель 5.10, на котором стрелка в горизонтальном виде, то это выезд на дорогу с реверсивным движением с прилегающей улицы.
Когда для разнонаправленного движения предусмотрено ограниченное время в течение суток, то под соответствующими указателями располагаются таблички с указанием времени. В них используется 24-часовой формат.
Применение разметки на дороге
Установленные знаки демонстрируют участки дороги, где есть реверс. Конкретные полосы в ПДД, реверсивное движение по которым допустимо, обозначены разметкой 1.9, которая представляет собой чередующиеся параллельные пары прерывистых линий. Размер полосок троекратно превышают по длине промежутки.
Не всегда соответствующие службы могут монтировать знаки, а обходятся лишь нанесением разметки. Такие участки могут оказаться проблемными, так как из-за внешних факторов разметка может быть не видна. На это могут повлиять погодные условия, например, снег, гололед и пр. Иногда со временем краска стирается, что делает полосы малозаметными.
Наносится краска по двум сторонам автомобильного потока либо с левой стороны. Для второго варианта обязательным атрибутом является установленный горизонтальный светофор. Полоса работает в том режиме, который зафиксировал на данный момент текущий световой сигнал (зеленая стрелка либо красный крест).
Сигналы светофоров
Регулировка трафика на специальных дорогах с реверсивными полосами подразумевает наличие одноименных светофоров. Расположение их в отличие от традиционных – горизонтальное.
Правила дорожного движения предполагают возможности применения в таких приборах трех разных полей:
- X-образный крест красного цвета предназначен для запрета движения. Под такое обозначение ехать водителю запрещено. В том случае, когда произошло переключение на эту позицию после заезда автомобилем, то необходимо быстро перестроиться на разрешенную часть дороги правее.
- Зеленая светящаяся стрелка, направленная вниз, разрешает проезд в данном направлении. Автомобилист имеет право выбрать такую полосу.
- Желтый сигнал в виде стрелки, указывающей вниз и вправо, сигнализирует о необходимости перестроения и покидания полосы. После такого указателя светофор переключается в режим «красного X».
В большинстве случаев автомобилисты встречают лишь два цвета: запрещающий красный и разрешающий зеленый. Желтый попадается редко. Стоит учитывать, что над реверсивной полосой может присутствовать выключенный светофор. В такой ситуации водителю запрещено использовать полосу для реверса.
Правило движения
Прежде чем устанавливать двусторонний трафик специалисты проводят исследования разных участков трасс. Это позволит грамотно провести их разгрузку.
Чаще всего к таким проблемным отрезкам принято относить:
- тоннели;
- отрезки с односторонним движением;
- сужающиеся участки;
- зоны с большим количеством незаконных парковок.
Во время исследований анализируются ситуации, чтобы выявить наиболее удобные временные промежутки для перевода отрезков трасс в реверсивный режим. Это может быть как в отдельные часы суток, так и в определенные дни недели.
Важно следовать некоторым правилам, которые помогают обеспечить безопасность движения и максимальный комфорт. Заезд на полосу может быть с любой стороны, но съезд должен осуществляться лишь на крайнюю правую сторону.
Водители не должны пересекать разметку, разделяющую противоположные трафики. Подобное поведение трактуется однозначно как нарушение ПДД и карается соответствующими методами.
Опережение допустимо проводить лишь при наличии подходящей дорожной обстановки. Правильно будет при въезде на реверсивный участок занимать крайние правые полосы.
Наказание
Нарушителей проезда ждет наказание по действующему Кодексу об Административных правонарушениях. Водителя ждет штраф или более суровые последствия.
Если игнорировать сигнал светофора и ехать на красный, то необходимо готовиться к штрафным санкциям в размере 5000 руб. плюс четырехмесячное лишение прав на первый раз. За повторное нарушение пункта правил грозит год без прав.
Водитель, объехавший слева препятствие при пересечении разметки с выездом на встречку, будет наказан суммой 1000-1500 рублей. За неправильное размещение автомобиля в процессе пересечения перекрестков грозит наказание в размере 1500 руб.
Важно знать, что все отнимать права при фиксации нарушения с помощью камеры недопустимо, поэтому таких нарушителей ждет лишь финансовое наказание.
Плюсы и минусы
У подобного типа регулирования дорожных потоков имеются как приверженцы, так и антагонисты. В качестве позитива приводятся аргументы, касательно равномерного распределения нагрузки на дорожное полотно или отсутствие необходимости постройки новых дорог.
Также сторонники указывают на минимизацию образования пробок на главных транспортных артериях. Наличие двустороннего движения позволяет создать практически бесперебойный управляемый вариант потока.
К недостаткам принято относить возрастающий риск возникновения негативных дорожных ситуаций. От каждого водителя требуется повышенная концентрация внимания к дороге. Не во всех случаях просматривается экономия времени и разгрузка дороги. Хотя в других государствах удается добиться перевеса позитивных характеристик от внедрения данной инновации.